02.11.2011  Эксперт: реформа РЖД и создание частных операторов оказались неэффективны

   «Проблемы с транспортной логистикой на железной дороге обусловлены неэффективностью управления вагонами со стороны операторских компаний, число которых – больше тысячи», – заявил руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко.
   Президент Медведев во вторник выразил недовольство работой РЖД и других железнодорожных компаний в сфере грузовых перевозок. Он назвал бардаком ситуацию в транспортной логистике и потребовал навести там порядок.
   «Это означает, что наш транспортный комплекс и служба диспетчеризации вагонов, к сожалению, не согласуются с потребностями экономики так, как надо. Мы провели реформы в этой сфере, я вчера об этом говорил, хотел бы точку поставить в этом вопросе, но они пока приводят к обратному результату. Мы должны набраться мужества и признать, что сейчас эта система работает плохо», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
   Проблемы с транспортной логистикой на железной дороге объясняются несколькими причинами, считает И.Куротченко. Первая – это сезонный рост объемов перевозок грузов. Обычно весной и осенью спрос на перевозки растет. Вторая – дефицит парка грузовых вагонов в местах погрузки. «Это обусловлено неэффективностью управления вагонами со стороны операторских компаний, число которых – больше тысячи. Все они появились в результате реформирования РЖД», - отмечает эксперт.
   «Основной принцип управления порожними вагонами, когда они были в составе РЖД, исходил из оперативной отправки вагона на ближайшую станцию погрузки, даже если перевозка груза с такой станции могла быть убыточна для компании. На первом месте была технология, а не экономика. Такой подход минимизировал порожние пробеги, простой вагонов и обеспечивал наилучшее использование парка», - считает И.Куротченко.
   Однако после реформы РЖД вагоны перешли в управление частных компаний. Принцип управления частных компаний предполагает отправку порожних вагонов на такую станцию, доходы от перевозки груза с которой окупят потенциальные перепробеги. Если выгодно стоять вагону в ожидании груза – вагоны стоят, если выгодно проезжать мимо станции, на которой есть низкодоходный невыгодный груз, – они проедут.
   Инфраструктура оказалась не готова к скоплению огромного количества простаивающих вагонов и встречному порожняку - она строилась по иному принципу. Таким образом, в результате реформы РЖД потеряли возможность влиять на движение частных порожних вагонов по своей инфраструктуре, а также на их простои на станциях.
   «На существующей сети обеспечить профицит парка можно, только если вагоны будут управляться из единого центра, не с ориентацией на экономику перевозки, а с упором на технологию», - говорит эксперт. Можно укрупнить операторов, но в этом случае нет вероятности, что малые и средние предприятия получат вагоны.
   По словам И.Куротченко, с похожими трудностями сталкивались все страны, где происходила деконсолидация в железнодорожной отрасли. «Проблему может решить только консолидация. Показателен пример в США, где вертикально интегрированные перевозчики стали терять долю рынка и грузы уходили на автотранспорт. Это заставило непримиримых конкурентов сесть за стол переговоров и создать компанию, которая управляла бы пулом вагонов перевозчиков. Перевозчики передали часть парка в пул, и это были вагоны, которые необходимы для перевозки немассовых грузов, промышленных товаров и товаров народного потребления. Фактически объединение парков позволило вернуть ту долю рынка, которую перевозчики потеряли, когда каждый из них управлял вагоном самостоятельно», - рассказал он.
   В России, по его словам, сейчас никто не знает, как в дальнейшем сложится ситуация и какое решение примет государство. Однако решать проблему необходимо, поскольку в настоящий момент грузы не вывозятся и транспортная нагрузка растет намного быстрее того уровня индексации тарифов, который государство устанавливает. «Все это происходит из-за того, что стремительно увеличивается стоимость услуг компаний-операторов», - поясняет эксперт.