14.10.2011 Эксперты скептически относятся к намерению властей сократить сертификацию Премьер-министр Путин потребовал сократить долю товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Это, по его мнению, поможет бизнесу заниматься своим делом, а не хождением за справками. Эксперты же указывают на другую проблему – слабую защиту россиян от некачественной продукции, и причина тут не в отмене сертификации. В последние два года для части товаров обязательная сертификация была заменена декларированием. В итоге доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизилась с 80% до 46%. Теперь доля товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, должна быть сокращена вдвое – до чуть более 20%, заявил премьер-министр. В одном из органов по сертификации продукции рассказали, что никакой особой разницы между процедурой получения обязательной сертификации или декларирования в компании не видят. «Сертификация продукции как была, так и осталась, она только для некоторых товаров перетекла из одной формы в другую», – отмечает представитель компании. «В законах о техническом регулировании появилось деление понятия сертификации продукции и услуг на два вида: на обязательную сертификацию с выдачей сертификата соответствия и на обязательную сертификацию с выдачей декларации соответствия. Ту же пищевую продукцию перевели из разряда обязательной сертификации в разряд декларирования. Но это не значит, что она не сертифицируется, мы так же проводим испытания, так же проверяем качество продукции и оформляем все документы. Процедура та же самая», – говорит источник. По его словам, разница лишь в том, что при обязательной сертификации испытывать и проверять качество продукции должно третье независимое лицо – орган сертификации товаров. При декларировании компания сама может испытать продукцию в аккредитованной лаборатории, собственной или сторонней, прийти в орган сертификации уже со своими данными и оформить декларацию соответствия. «Процедура сертификации осталась, по сути, та же самая, поменялись лишь некоторые требования, бланк и название самой процедуры», – говорит представитель компании, занимающейся сертификацией продукции. Подобная система декларирования давно существует в Европе. Там это простая процедура, которая еще и удешевляет появление продукции на рынке. Однако в России по-прежнему существует сложная аккредитация собственных лабораторий предприятий, и далеко не у всех компаний имеется хорошая научно-техническая база для исследований, что усложняет процесс появления нового продукта. В итоге российские малые и средние предприятия по-прежнему вынуждены обращаться в независимые лаборатории, как и при обязательной сертификации. Но главная проблема в России – это контроль за качеством продукции, поступившей на рынок. В Европе за невыполнение заявленного качества продукции полагается серьезное наказание, тогда как в России – несущественные штрафы. Замена обязательной сертификации декларированием не решает главной проблемы – защиты потребителя, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, для производителей наличие обязательной сертификации не является острой проблемой, так как сертификацию всегда можно купить. «Защита для потребителя – не сертификация, а строгий рыночный контроль и неотвратимость наказания, которые дисциплинируют и производителя, и поставщика», – считает Шелищ. «К сожалению, важная функция обязательной сертификации – снижение рисков подорвать здоровье или не быть обманутым, вместо одного товара получив другой, – по жизни очень плохо обеспечивается, сертификаты продаются и покупаются. Порядка в этом деле нет. Поэтому более значимой оказывается негативная сторона сертификации, что за все это приходится платить потребителю», – объясняет председатель Союза потребителей России. «Наше государство, с моей точки зрения, не нашло пока механизма, обеспечивающего безопасность и невведение в заблуждение потребителя. Рынок переполнен фальсификатом и товаром, который, мягко говоря, не полезен для нашего здоровья», – указывает на главную проблему Петр Шелищ. В европейских странах потребитель с этой точки зрения защищен лучше. «В развитых странах государство отвечает за безопасность товаров не за счет строгих и жестких правил, выполнение которых дает право выйти на рынок, то есть не за счет предварительных процедур, а за счет рыночного контроля и неотвратимости серьезного наказания нарушителя. Это и высокие штрафы, и закрытие компаний, и уголовная ответственность. Вот это и держит в напряжении рынок в развитых странах», – говорит председатель Союза потребителей России. «У нас же обманывать потребителя и продавать то, что вредно его здоровью, – это малорискованное занятие. В этом вся проблема», – добавляет он. Во-первых, штрафы в России смешные, во-вторых, у контрольных органов связаны руки. Так, за невыполнение задекларированных обещаний юрлицо может быть оштрафовано всего на 50 тыс. рублей. Правда, в прошлом году Минпромторг заявил, что готовит поправки в КоАП, по которым штрафы за производство некачественной продукции повышаются в 10 раз, то есть до 500 тыс. рублей. Однако пока эти поправки не приняты. «Предполагается, что если компания неправа и ее товар не соответствует заявленным стандартам качества, то на рынке ее «поправят». Но на рынке никто не поправляет, потому что некому поправлять: контрольные органы стреножены, им запрещено чаще чем раз в три года проверять малых предпринимателей», – говорит Петр Шелищ. |