15.09.2011  ФАС предлагает ввести ценовой коридор тарифов в автостраховании

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает установить минимальные стандарты по автокаско и тарифный коридор в ОСАГО. Сейчас компании незаконно конкурируют между собой и предлагают клиентам подарки и скидки.
   Предложения о законодательном закреплении предельных страховых тарифов, подготовленные ФАС, по идее, должны позволить компаниям самостоятельно снижать страховую премию по договорам, исходя из их финансового положения. В ведомстве считают, что необходимо законодательно закрепить предельные страховые тарифы: минимальные – на уровне минимальных размеров нетто-ставок, утвержденных правительством РФ, а максимальные – на уровне трехкратного размера минимальных.
   Свой пакет поправок к закону об ОСАГО есть и у Минфина, он уже внесен в правительство. Замминистра Алексей Саватюгин недавно заявил, что ведомство готово поддержать идею либерализации тарифов, соответствующее предложение будет вынесено на обсуждение этой осенью. При этом чиновник добавил, что «конкретных и четких подходов к решению задачи пока нет». Сейчас обсуждается несколько вариантов формирования ценового коридора в «автогражданке».
   Мнения экспертов разделились. Ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко поясняет: ценовой коридор позволит нашим компаниям не пускаться во все тяжкие. Ведь с помощью демпинга можно набрать довольно много денег клиентов, но при этом впоследствии может возникнуть проблема с их возвратом.
   По мнению аналитика, введение ценового коридора никак не повлияет на недобросовестную конкуренцию, которая так беспокоит ФАС. «Кто и как сможет запретить предлагать клиентам подарки? – задается вопросом г-н Мирошниченко. – Подобные схемы использовались и в банковской сфере». Эксперт предостерегает власти: страховой рынок очень слаб, поэтому менять ситуацию нужно, однако не стоит торопиться, необходимо обдумать это решение.
   Эксперт департамента оценки независимой консалтинговой группы Петр Клюев убежден, что уже давно пора менять сам тариф ОСАГО. «В частности, привязка тарифа к отдельным коэффициентам явно необоснованна, – сказал он. – Например, стоимость полиса зависит от мощности двигателя, хотя, как мощность двигателя влияет на аварийность, непонятно. Также нужно пересмотреть региональный коэффициент – определить количество аварий на количество машин, зарегистрированных и застрахованных в регионе, на основе чего и вывести региональную ставку. Поэтому пересмотреть формирование тарифа ОСАГО необходимо, однако, будет ли уместным введение тарифного коридора, неясно».
   По мнению эксперта, если в ОСАГО будет введен тарифный коридор, то высока вероятность, что страховщики, даже не сговариваясь, установят цены если не у максимальных границ, то выше нынешнего уровня – точно. «Ведь страховые компании уже давно заявляют о низких ставках ОСАГО, – пояснил аналитик. – Еще больше понижать тариф, который и без того, по заявлению самих страховщиков, является чуть ли не убыточным, они добровольно не будут. Так что есть опасность, что ценовая конкуренция будет не по всему коридору, а у верхней границы тарифа».
   Помимо нововведений с ОСАГО ФАС также настаивает на том, чтобы установить минимальные стандарты по автокаско. В ведомстве поясняют: сейчас существует практика, когда водитель, заключив договор, вдруг обнаруживает, что основные риски не застрахованы. Также из-за сговора банка и страховщика клиент лишается права самостоятельного выбора компании с более выгодными условиями страхования.