09.09.2011  Россияне предпочитают смотреть кино бесплатно

   Более 70% россиян считают, что государство должно поддерживать российское кино, но сами предпочитают скачивать его бесплатно из Интернета. Об этом сообщает Исследовательский холдинг Ромир по итогам недавнего опроса общественного мнения.
   Ромир и независимая исследовательская компания Movie Research пытались выяснить, как относятся россияне к господдержке отечественного кинематографа, и готовы ли они его лично поддерживать, приобретая билеты в кинотеатр, DVD и выбирая платные интернет-ресурсы.
   Как показало исследование, подавляющее число россиян (74%) в той или иной мере поддерживают выделение государственных средств на отечественное кино. При этом 42% опрошенных считают, что финансирование должно стимулировать появление большого числа новых фильмов. Тогда как 32% респондентов кажется более разумной идея точечной поддержки кинопроектов. Лояльность к идее господдержки растет с возрастом респондентов и достигает максимума (78%) среди россиян 35-59 лет - это люди, наиболее лояльные к советскому кино.
   Число тех, кто выступает против выделения государственных средств, составляет лишь 13%, их примерно столько же, сколько и не определившихся.
   Но в целом одобряя идею господдержки, россияне едва ли понимают определяющую роль для отечественного кино их собственной помощи, выраженной в приобретении билетов на наши картины и покупке их легальных DVD-изданий.
   Еще большим стимулирующим эффектом для национальной киноотрасли стал бы выбор россиянами для просмотра отечественных фильмов платных каналов интернет-дистрибуции. Ведь согласно данным опроса, Интернет окончательно опередил кинотеатры и DVD как способ просмотра фильмов. 72% опрошенных регулярно скачивают кино с пиратских сетевых ресурсов. Еще 14% россиян более-менее регулярно обращаются к платной форме интернет-просмотра фильмов, тем самым возвращая часть денег в экономику кинопроизводства. Пренебрегают этими соображениями 70% опрошенных, которые никогда или почти никогда не платят за скачивание или онлайн-просмотр фильмов.
   Проигрывают бесплатным способам просмотра и другие его легальные формы, в том числе показ фильмов в кинотеатрах, который возвращает в экономику киноиндустрии наибольшие средства. Исследование показало, что регулярно ходит в кино 40% россиян, а 33% опрошенных периодически приобретают фильмы на DVD.
   Олег Иванов, генеральный директор исследовательской компании Movie Research, отмечает, что Интернет на сегодняшний день является безусловной альтернативой кинотеатрам, имея перед ними ряд неоспоримых преимуществ: фильм может быть просмотрен в любое время, для чего зрителю не нужно подниматься с дивана и добираться до кинотеатра, или, как в случае с телепоказом, смотреть раздражающую рекламу. Однако ситуация, когда наиболее предпочтительными являются незаконные виды просмотра фильмов, негативно сказывается на экономике российской киноотрасли – деньги не возвращаются в нее в том объеме, который требуется для воспроизводства.
   «Решение проблемы пиратства и легализация интернет-просмотра наряду с дальнейшим развитием кинотеатрального показа позволили бы любому человеку иметь доступ к любой картине за приемлемую цену. И тогда развитие отечественного кинематографа не было бы столь зависимо от того, каким именно способом россияне предпочтут смотреть фильмы», - считает эксперт.
   Президент Холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин отмечает, что стиль потребления кинопродукции молодой аудиторией и городскими жителями со средним и высоким уровнем жизни продолжает меняться в быстром темпе, а стиль регулирования и финансирования киноотрасли – пока нет.
   «С другой стороны, мы потеряли как зрителей жителей малых городов и сельской местности – кинотеатры там повсеместно не функционируют или превратились в торговые центры. А ведь когда-то кинотеатр или кинопередвижка были центром общественной жизни для такой аудитории», - говорит А.Милехин.
   По его мнению, для того, чтобы сформировать государственную политику в сфере регулирования кино, необходимо опираться на регулярные исследования аудитории и особенностей ее потребления. Иначе результаты господдержки будут такими же виртуальными, как и поддержка зрителей.