07.09.2011 Намеченные изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу внесены проекты федеральных законов № 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и № 576277-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (т.н. «третий антимонопольный пакет»). Предлагаемые изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривают уточнение антимонопольных требований, в том числе: - сокращение перечня запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и, соответственно, оснований признания таких соглашений картелями; - осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц только в случае поставок такими лицами товаров на территорию Российской Федерации в сумме не менее одного миллиарда рублей в течение года, предшествующего дате совершения сделки; - ведение реестра физических лиц, привлеченных к административной ответственности, в целях исключения случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением; - уточнение процедур возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части исключения применение уголовного наказания за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают установление фиксированных штрафов в сумме до одного миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке. ТПП России направила заключение на законопроекты в профильный комитет Государственной Думы, в котором концептуально поддержала общую направленность предлагаемых изменений. В частности, отмечена актуальность сближения (гармонизации) норм антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов (антимонопольные требования к торгам, запросу котировок), а также достаточно детальное развитие процессуальных норм, связанных с рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, поддержано предложение о внесении в законодательство об электроэнергетике норм об обязательном разделении сетевых и генерирующих энергокомпаний, а также дополнение Федерального закона «О естественных монополиях» нормой о включении в перечень видов естественно-монопольной деятельности водоснабжения и водоотведения с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры. Курс на повышение эффективности применения административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства также не вызывает возражений. Одновременно по проектам Палатой высказаны отдельные замечания, которые могут быть устранены до их рассмотрения в первом чтении. |