31.08.2011  Москва: "бомбилы" станут неконкурентоспособными

   «Цены у «бомбил» станут неконкурентоспособными по сравнению с легальными такси», – считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Он рассказал, как московские власти планируют легализовать рынок такси.
   В: Почему в Москве услуги таксистов такие дорогие? Почему заказ на 10 км обходится чуть ли не в 500 рублей?
   О:
Дело в том, что в 2005 году были серьезные столкновения между легальными таксистами и нелегальными. После чего стали развиваться call-центры – стали работать на заказ с телефона. Многие таксисты ушли с уличных стоянок. Но тут возникает накрутка. Дело в том, что, когда ты берешь машину на стоянке, никакого минимального заказа нет, но когда ты работаешь через диспетчера, то возникает большой холостой пробег. Иногда он достигает до 50% от суточных пробегов. Так и появилось понятие минимального заказа. В стоимость минимального заказа автоматически закладываются нулевые пробеги. Согласитесь, просто пригнать машину из другого района и получить 30 рублей за 1 км пробега никакого заработка не получится. Обычно сейчас закладывается время – первые 20 минут от 280 рублей. В стоимость минимального заказа также включена подача машины к дому.
   В: Будет ли закон о такси касаться диспетчерских центров, которые также дают заказы нелегальным таксистам?
   О:
Разрешение выдается перевозчику лично. Перевозчиком может быть юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель – лично водитель, который работает. Но этот закон не регулирует отношения между диспетчерской службой и водителями. Физическое лицо на своем автомобиле также не может быть перевозчиком.
   Уже выдано 6 тыс. разрешений, из которых 2 тыс. были выданы индивидуальным предпринимателям. Процедура регистрации проста – надо подать всего три документа: заявление, документ, подтверждающий, что ты являешься юридическим лицом или предпринимателем, и документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
   В: Какие штрафы ждут нелегалов?
   О:
Я еще не знаю, будет ли возможность у правоохранительных органов суммировать штрафы. К примеру, если поймали за то, что нет разрешения на осуществление коммерческой деятельности, то штраф составляет 5 тысяч рублей. Но я не знаю, можно ли суммировать к этому еще и штраф за использование символики такси. Мне бы очень хотелось, чтобы все штрафы суммировались.
   Вообще было бы хорошо, если бы штраф был 30 тысяч рублей. Штраф – это наказание, а когда он равен заработку таксиста за сутки – это уже не наказание. Один день он поработает на штраф, а остальные – себе в карман. Штраф должен экономически серьезно подрывать этот нелегальный бизнес.
   В: Кто будет контролировать и кто будет брать штрафы?
   О:
По статьям 12.3 и 12.4 взимание штрафа за отсутствие разрешения и за незаконное использование атрибутики такси – это компетенция сотрудников ГИБДД, потому что только они могут остановить автомобиль на дороге. Ни сотрудник милиции, ни сотрудник транспортной инспекции этого делать не имеют права.
   Все понимают, что если не будет серьезной борьбы с нелегалами, эффективность этого закона будет близка к нулю. Ведь у нас сегодня примерно 9–10 тыс. легальных и 40 тыс. нелегальных таксистов. В начале следующего года посмотрим, насколько наши правоохранительные, контрольные органы будут к этому готовы.
   В: Не получится ли так, что скоро невозможно будет поймать такси возле метро?
   О:
По плану правительства Москвы около всех станций метро будут плоскостные транспортные пересадочные узлы, будет выделено место для стоянки такси, обозначенное желтой зигзагообразной разметкой. Первые 13 таких парковок в центральной части города уже сделаны.
   До конца этого года в Москве будет принят закон о парковках. Нелегальные таксисты не смогут стоять на специальных парковках. Либо ты стоишь бесплатно как такси на разрешенной стоянке, либо ты должен платить деньги за платную парковку, в этом случае цены у бомбил станут неконкурентоспособными по сравнению с легальными такси.
   В: Если пассажир поймал такси на улице, как он может определить, легально ли осуществляет водитель перевозку пассажиров?
   О:
По закону разрешение должно постоянно находиться в салоне транспортного средства и предъявляться и пассажиру, и контрольным органам по первому требованию.
   Закон обязывает таксистов выдавать пассажиру либо кассовый чек из кассового аппарата, либо квитанцию в виде бланка в форме строгой отчетности. Кассовый аппарат стоит 12 тысяч рублей с фискальной памятью. Без фискальной памяти – 6 тысяч рублей. Но установка кассы – это необязательное требование оборудования такси. Таксист вправе выбрать – либо он ставит контрольно-кассовую машину, причем ту, которая может быть и не совмещена с таксометром, то есть таксометр и касса – это два разных аппарата по закону. Либо ты ставишь кассу и даешь пассажиру фискальный чек, либо водитель выдает чек в виде слипа (квитанция и то, что остается у водителя, и то, что дается пассажиру) с копировальным слоем, они стоят копейки, и все московские таксисты работают сегодня именно с такими бланками строгой отчетности.
   В: Такси, оборудованные таксометром, – явление сейчас довольно редкое. Даже если они будут установлены, то никто не запрещает их не включать. Тогда какой смысл в таксометре?
   О:
На сегодня практически все машины легальных автопарков оснащены таксометрами. И я вам еще раз процитирую закон: «Тарифы могут устанавливаться в зависимости от пройденного расстояния или затраченного времени, и в этом случае информация считывается с таксометра, которым обязан быть оборудован автомобиль». При применении других тарифов, которые не зависят от пройденного расстояния или затраченного времени, например, трансфера в аэропорт, водитель не должен пользоваться показателями таксометра, но он должен быть в машине. А так как все эти тарифы у нас используются, как правило, универсально, то таксометр должен быть просто в машине, просто в ряде случаев он не будет использоваться.