28.07.2011  ФАС намерена запретить нефтяным монополистам строить новые заправки

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России намерена в течение недели внести в правительство законопроект, запрещающий нефтяным компаниям, чьи сети АЗС занимают более 50% региональных рынков, строить новые заправки. Об этом сообщил вчера заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин. Кроме того, как ожидается, от нефтяной олигополии потребуют обособить автозаправки в отдельные юрлица.
   По мнению ФАС, предлагаемые меры будут способствовать развитию конкуренции в торговле топливом и позволят сделать ценообразование более прозрачным и рыночным. Спешка же, скорее всего, связана со стремлением властей предотвратить повторение «бензинового цунами». Однако проблемы, формировавшиеся годами, в одночасье не разрешить. Другое дело – поможет ли в принятое в авральном режиме стимулировать развитие свободного рынка бензина.
   Как рассказал ведущий специалист департамента рыночных исследований инвестиционной компании Виталий Крюков, предложенная мера «в долгосрочной перспективе оправданна, но сейчас никак не отразится на снижении бензиновых цен, поскольку в стране отсутствуют независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)». По оценке эксперта, трейдеры вынуждены покупать топливо «по завышенным ценам, устанавливаемым вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) в обход рыночных законов, поскольку те обладают монополией».
   На сегодняшний день около 60% розничного рынка бензина в России составляют независимые АЗС. Однако независимость их весьма условна, поскольку изначально они зависят от цен, устанавливаемых ВИНК, которые подкармливают «свои» заправки. Излишки они продают через биржу, где идет дополнительная накрутка цены на топливо.
   Действия правительства, в приказном порядке повелевающего бизнесу снижать бензиновые цены, приводят к тому, что наблюдается массовое разорение частных трейдеров, бензоколонки переходят в руки нефтяных монополистов. Цены на оптовом рынке продолжают расти, а в рознице их сдерживают прокуратура и ФАС. В такой ситуации мелкие заправки просто не выдерживают конкуренции и покидают рынок. Обращения предпринимателей в правительство пока не были услышаны.
   По мнению г-на Крюкова, «власти ставят телегу впереди лошади, пытаясь сформировать независимый рынок бензина до тех пор, пока НПЗ входят в состав ВИНКов, где изначально формируется монопольная цена на топливо». Однако расстаться с таким лакомым куском, как нефтеперерабатывающие заводы, по мнению эксперта, монополистов «будет заставить весьма затруднительно».
   По мнению некоторых экспертов, вводимый запрет может усугубить положение на рынке топлива, особенно в отдаленных регионах страны, где наблюдается и без того малое количество АЗС.