16.06.2011  Предпринимательский климат в России 2010-2011

   Предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Степень такого несоответствия сильно различается между регионами, что отражено в Рейтинге российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса, подготовленном ОПОРОЙ РОССИИ, Евразийским институтом конкурентоспособности, Strategy Partners Group.
   Основные выводы:
   1. Рейтинг 40 регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.
   2. Среди 11 городов-миллионников лучшие условия для развития МСБ в Челябинске, Екатеринбурге и Самаре.
   3. Нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей - основные слабые стороны предпринимательского климата.
   3. Наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения.
   4. 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на этапе старта.
   5. Более половины руководителей компаний полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития МСБ и предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования, использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».
   6. Около 20% участников опроса признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам. По коррупционности лидируют доступ к госзаказу, прохождение проверок и выделение земли.
   Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область – в пятерке лидеров рейтинга регионов по качеству условий для развития МСБ. Рейтинг 40 российских регионов представлен в отчете «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», который является исследовательским проектом, выполненным по заказу ОПОРЫ РОССИИ Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group.
   Москва (17-е место) и Санкт-Петербург (25-е место) оказались в середине рейтинга. В этих регионах сконцентрировано больше всего кадров, поставщиков, наиболее развитая инфраструктура и доступные финансы. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы такова, что предложение инфраструктуры и прочих факторов не удовлетворяет требованиям бизнеса. Замыкают рейтинг регионов Хабаровский край, Ростовская область и Иркутская область.
   «Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах, - говорит Сергей Борисов, президент ОПОРЫ РОССИИ. – Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причем этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах РФ, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата».
   «Мы уверены, что наш Индекс способен стать полезным инструментом для выявления сильных и слабых сторон регионального бизнес-климата, разработки специальных программ и формирования политики по развитию предпринимательства, - добавляет Виктор Климов, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ. - ОПОРА РОССИИ будет и дальше работать в этом направлении».
   Основу исследовательского проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании Индекса условий для развития МСБ (Индекса), который включает в себя 5 слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов (с упором на МСП из производственного сектора).
   Ярким новшеством этого года стало появление в отчете рейтинга 11 российских городов-миллионников, выстроенного по той же методике, что и рейтинг регионов. Рейтинг городов-миллионников по качеству условий для развития МСБ возглавили Челябинск, Екатеринбург и Самара. Москва и Санкт-Петербург в нижней половине рейтинга городов-миллионников. Замыкает рейтинг Ростов-на-Дону.
   В рейтинге городов-миллионников нет особых расхождений с рейтингом регионов. В основном позиция города соответствует позиции региона, в котором он расположен, поскольку до половины МСБ в таких регионах, как правило, сконцентрированы в центральном городе. Исключением является Екатеринбург: в то время как Свердловская область (29-е место) входит во вторую половину рейтинга 40 регионов, Екатеринбург приближается в рейтинге 11 городов-миллионников к первому месту. Эти результаты позволяют предположить, что влияние городских властей на условия для развития МСБ может быть достаточно значимым, даже в случае недостаточно благоприятных условий на региональном уровне.
   «Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах, - говорит Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group, руководитель практики «Государственные и некоммерческие организации». - К сожалению, как показывают результаты Индекса, существующие программы и инициативы не приводят к ожидаемым результатам».
   Традиционно помимо рейтингов в Отчете представлена общая оценка состояния предпринимательского климата по всем регионам, которые охвачены исследованием. Рассматриваются десятки факторов, влияющих на качество условий для развития МСБ. В рамках специальной темы этого года оценивается эффективность политики поддержки МСБ в части создания и развития объектов инфраструктуры поддержки. Кроме того, изучение темы коррупции дополнилось анализом «коррупционноемкости» различных ситуаций, при которых бизнесу приходится взаимодействовать с государственными службами.