08.06.2011 В 2012 г. Россию ждет хронический дефицит бензина Главной проблемой отечественной нефтеперерабатывающей отрасли является морально устаревшее оборудование, износ которого на сегодняшний день составляет более 50%. Такие данные привел на заседании Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, где обсуждался вопрос о состоянии и перспективах развития этой отрасли, аудитор Игорь Васильев. «Старение основных производственных фондов остается главной проблемой для нефтеперерабатывающего производства и этот показатель на сегодня составляет более пятидесяти процентов и по большей части оно уже отработало свой ресурс. В силу этого остается низким с точки зрения технологичности и глубины переработки сырье для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)», - цитирует слова аудитора пресс-служба Совета Федерации. Без модернизации отрасли ситуация с обеспечением бензина будет только ухудшаться. «Будет происходить сокращение производства товарного бензина при том, что будет увеличиваться выход невостребованного прямогонного бензина», - пояснил И.Васильев. На заседании были приведены данные Министерства энергетики, согласно которым уже в 2012-2013 годах при имеющихся мощностях отечественных НПЗ в стране будет ощущаться нехватка бензина. К 2012 году, согласно данным министерства, дефицит бензина в стране будет порядка 9 миллионов тонн, при потреблении в 30 миллионов тонн в год. «Только при условии переоснащения производства можно будет повысить глубину переработки нефти до 25 процентов, что позволит нашим НПЗ достичь того уровня глубины, который есть сейчас на европейских НПЗ», - подчеркнул И.Васильев. По его словам, льготы по налогу на прибыль не стимулирует привлечение инвестиций в нефтяную отрасль. «Существующий уровень таможенных пошлин на нефтепродукты также не приводит к ее интенсивной модернизации и существенному увеличению глубины переработки нефти. При действующих ставках вывозных таможенных пошлин эффективность вложений в глубокую переработку составляет не более 15 процентов, в то время как доходность инвестиционных проектов в первичную перегонку достигают 35 процентов», - сказал И.Васильев. При этом определить себестоимость одной тонны нефтепродуктов на НПЗ можно, как отмечают в Счетной палате, по большей части только «расчетным путем со значительной степенью погрешности или же вовсе не представляется возможным». В свою очередь глава Комиссии СФ Сергей Иванов отметил, что подобная ситуация привела к тому, что в стране стали строится многочисленные мини-НПЗ, производящие мазут. Сегодня таких мини-заводов насчитывается 196, но только 80 из них сданы в эксплуатацию. «При этом значительные объемы не имеющие внутреннего спроса дизтоплива и мазута, которые не соответствуют европейским нормам качества реализуются по низким ценам. При этом доходы от этого не поступают в бюджет государства», - подчеркнул С.Иванов. Именно на долю таких мини-НПЗ приходится самое большое число разного рода нарушений в том числе экологических, в виде проливов нефти и протечки нефтепродуктов, что создает условия для взрывов паров нефтепродуктов. «Негативное воздействие на окружающую среду со стороны нефтеперерабатывающих предприятий не получает никакой количественной оценки. В этой связи необходимо разработать методику определяющую размеры платы за загрязнение, в том числе и подземных вод в результате деятельности таких НПЗ», - отметил С.Иванов. По итогам заседания комиссия, как сообщил ее председатель, приняла рекомендации в адрес правительства, министерств. «Необходимо рассмотреть возможность выравнивания таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне от 55 до 60 процентов по сравнению с дифференцированными пошлинами, с целью стимулирования роста глубины нефтепереработки, устранения существующей возможности экспорта нефти под видом мазута», - сообщил С.Иванов. Министерству финансов России сенаторы рекомендуют утвердить единые нормы определения октанового числа в нефтепродуктах для использования в целях контроля как с точки зрения налоговой, так и технической составляющей. «Минприроды мы рекомендуем предусмотреть повышающие коэффициенты в размер платы за негативное воздействие на окружающую среду», - заключил С.Иванов. |