07.06.2011  Москва: власти обещают увеличить число предприятий бытового обслуживания

   К 2016 году в столице появится 200 дополнительных предприятий бытового обслуживания. Об этом заявил на днях первый заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Андрей Чуйкин. Речь идет не только о парикмахерских и химчистках, но и о нестационарных объектах: палатках по ремонту обуви или по изготовлению ключей.
   Точное соотношение нестационарных и стационарных объектов пока не известно, также не ясна специфика служб быта: соответствующие аукционы еще планируется провести.
   Предприниматели готовятся к трудностям и «на местах», и «на колесах». Если говорить о стационарных объектах, то главной проблемой является нехватка приличных помещений, особенно в центре. По словам президента Региональной ассоциации мультисервиса (РАМС) Алексея Самойлова, помещения нередко достаются «подвальные, захламленные, не соответствующие санитарным, противопожарным требованиям, недоступные для инвалидов».
   Рост социального налога стал серьезной проблемой для малого бизнеса, а для бытовых предприятий – в особенности, поскольку их рентабельность ниже, чем в торговле, констатирует г-н Самойлов.
   Кроме того, как говорит исполнительный директор РАМС Михаил Переславцев, шансы предприятия выжить нередко определяет его специализация: «Например, для химчисток или мастерской по ремонту электроники нужно дорогое оборудование, квалифицированные специалисты. Поэтому такие сегменты развиваются не так активно, как парикмахерские или солярии».
   Нестационарных объектов бытового обслуживания населения меньше, чем стационарных. В основном это будки ремонта и чистки обуви, изготовления ключей или ремонта часов. Для центра такие киоски – настоящее спасение. Однако в связи с реорганизацией сети киосков будущее сапожников также находится под вопросом. Предприниматели надеются найти альтернативные способы сохранить работу.
   Главная проблема, которая беспокоит и «стационарных», и «нестационарных» предпринимателей, – удастся ли сделать аукционы прозрачными? «Восемь лет в Москве существовала такая система: префектуры определяли место для палатки и ее специализацию, все желающие подавали пакет документов на конкурс, а комиссия чиновников определяла победителей в совершенно произвольном порядке, – рассказал Владлен Максимов. – Чиновники либо продавали места за взятки, либо присуждали победу подставным фирмам, которые в свою очередь перепродавали места уже реальным предпринимателям. Арендная ставка не в центре города составляла 40–60 тысяч рублей, так что в ларьке какие-нибудь шнурки могли стоить дороже, чем в магазине».
   Последний конкурс, организованный по такому принципу, прошел в январе, а теперь единственным критерием для тендера должна стать цена, продолжает г-н Максимов. Однако эксперт опасается, что смена критерия проведения аукциона будет равноценна обмену шила на мыло. «Пока не ясно, до какой суммы могут дойти торги, сколько будет участников, хватит ли им объектов, какова будет арендная ставка. Если заплатить надо будет три миллиона рублей за три года, то услуги не смогут быть дешевыми», – констатирует Владлен Максимов.