07.06.2011  Заоблачный бизнес по-российски

   Международная ассоциация воздушного транспорта IATA ухудшила свой прогноз прибыли мировых авиакомпаний до 54%. В качестве причины выставляется рост стоимости нефти, политическая нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке и последствия стихийных бедствий в Японии.
   Российские эксперты утверждают, что у нас другая экономика авиаперевозок. Перевозчики далеко не всегда ощущают рост цен на топливо, но при этом исправно эксплуатируют этот тезис и поднимают стоимость авиабилетов.
   На вопрос о том, как чувствуют себя национальные перевозчики в режиме растущих цен на авиатопливо, пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал сказал: «Мы своих прогнозов на этот счет не делали. Они там сравнили Африку и Австралию, а мы тут ни при чем! У нас совершенно разные темпы развития. Россия показывает девять процентов роста, а их обороты меньше двух процентов».
   Ситуацию оценил Роман Гусаров, независимый эксперт авиаотрасли. «Западный рынок топлива развит и конкурентен, там цена формируется на рыночной основе и сразу отражается на потребителе. У нас рынок монополизирован и ценообразование непрозрачно. Поэтому для нефтяной страны выросшие цены на топливо сейчас выглядят нелогично».
   Но между ними и стоимостью авиабилетов прямой связи нет, утверждает эксперт: «Дело в том, что крупные авиаперевозчики (из первой десятки уж точно) заключают годичные контракты на сетевое обслуживание с большими скидками. Это – сумма фиксированная и засекреченная. Поэтому на обладателей подобных договоров рост стоимости керосина вообще может не отразиться».
   Другой способ получить топливо – биржа. Но там большая часть сделок проходит «за кулисами» еще до торгов, а в момент открытия фиксируется заранее оговоренная цена, и в этот лот никто другой не допускается. Поэтому реальную цену топлива объективно установить сложно, отмечает эксперт. Каждый игрок решает этот вопрос самостоятельно.
   Но есть частные расчеты. Так, недавно гендиректор компании, которая считается в России крупнейшим поставщиком авиакеросина, Владимир Спиридонов заявил, что в 2011 году затраты авиакомпаний на топливо с учетом роста цен на начало года вырастут на 30%, или на 38 млрд рублей.
   Это отразится на стоимости билетов, уверен г-н Гусаров: «Более того, перевозчики имеют возможность сделать это авансом – ведь билеты продаются за полгода до вылетов, поэтому свои якобы растущие расходы они отбивают опережающими темпами. Крупные перевозчики летать в убыток себе не станут уж точно, хотя в период кризиса бывали и такие «дискаунтеры». Но те, кто так делал, либо уже банкроты, либо до конца года долетают и будут поглощены».