18.05.2011 Аналитики прочат общепиту бурный рост, практики этим прогнозам не верят Оборот рынка общественного питания России в 2011 году превзойдет уровень докризисного 2008-го. А к 2012 году он превысит рекордную сумму в 860 млрд. руб. Такой оптимистичный прогноз дают исследователи РБК.Research. Практики этого бизнеса подтверждают: ситуация в этой сфере в целом улучшается, однако некоторые заведения общепита по-прежнему работают на грани рентабельности. К тому же оборот в отрасли растет за счет высокой инфляции. Финансово-экономический кризис оказал на ресторанный бизнес поистине пагубное влияние. По данным Росстата, в предкризисные годы рынок ежегодно рос на 12–15%, и рестораторы жили тогда большими планами и надеждами. Но в 2009 году общепит оказался под ударом одним из первых: падение тогда составило 12,8%, а с учетом несостоявшегося роста – 25–28% в сравнении с 2008 годом. Снижение шло стремительными темпами, и удивляться было нечему. Когда потенциальных потребителей увольняют с работы или существенно снижают им зарплаты, становится не до кафе и ресторанов. В 2010 году, когда ситуация стала улучшаться, оборот отрасли стал расти. По прогнозам аналитиков, в 2011 году процесс продолжится, и общепит выйдет на докризисный уровень, а в 2012-м превысит его. Финансовый аналитик Владимир Шубин не спорит: восстановление общепита связано с выходом из кризиса. Однако, по его словам, нельзя забывать и о других экономических факторах. «Нужно учитывать высокую инфляцию, которая отражается на резком росте цен продуктов питания, – сообщил эксперт. – Во многом именно из-за этого значительно и растет оборот общественного питания и торговли. Натуральные показатели, конечно, тоже постепенно увеличиваются, но бурного роста здесь не будет». Аналитик утверждает, что сейчас возвращается интерес прежде всего к среднему сегменту общепита. И эта тенденция, полагает он, будет продолжаться и усиливаться. Практики ресторанного бизнеса далеки от оптимистичных прогнозов. Так, директор сети ресторанов среднеценовой категории Сергей Миронов сообщил , что рост наблюдается в основном в среднем ценовом сегменте. В заведениях премиум-класса особых изменений не наблюдается. Рестораны необоснованно открываются и закрываются в огромных количествах. Многие существуют на грани рентабельности. По словам г-на Миронова, раньше никому и в голову бы не пришло работать с купонными программами. А сегодня огромное количество ресторанов пользуются этой возможностью не от хорошей жизни, а чтобы выжить. |