16.05.2011  Мнение эксперта: после передачи страховщикам ТО сильно подорожает

   На этой неделе Госдума примет во втором чтении закон о техосмотре с правительственными поправками, согласно которым техосмотр планируется передать сервисным центрам, получившим аккредитацию автостраховщиков. Вице-президент Движения автомобилистов России заслуженный адвокат РФ Леонид Ольшанский убежден, что гражданам станут навязывать дорогостоящий ремонт и вымогать взятки за возможность его избежать.
   В: К чему приведет передача техосмотра страховщикам?
   О:
То, что нам предлагают – допустить к делу страховые компании, – в сто раз хуже сегодняшнего техосмотра, потому что стоимость техосмотра возрастет в разы.
   В: Как возрастет, если тарифы устанавливает правительство?
   О:
А вы посмотрите, что творится со страховыми выплатами. Жалобы – как под копирку. Или отказ платить под предлогом, что не было страхового случая, или платят половину от стоимости ремонта. Убежден, что техосмотр надо отменить. Но если его оставлять, то лучше пусть им занимается государственная структура, а не страховая компания. Я боюсь, что произойдет соединение центра осмотра машины, экспертизы страховой компании и станции ремонта. И будет в завуалированной форме навязана услуга по ремонту и замене запчастей.
   В: Либо станут давать взятки, чтобы не платить за ремонт?
   О:
Да, мастера будут говорить: «Плати две-три тысячи, и мы тебе запишем сход-развал, замену тяг. Или оставляй машину в сервисе на несколько дней».
   В: Но разве плохо, что человек отремонтирует машину и будет уверен, что она в нормальном состоянии?
   О:
Никто ремонтировать не будет. Я сужу по себе. У меня выбор: или ремонтировать, или заплатить за бумажку, что ремонт проведен. И по этой бумажке получить талон техосмотра: «Квиток есть. Все заменил».
   В: Получается, что вы не только против участия страховщиков в техосмотре, а против той формы техосмотра, которая существует на Западе, где состояние машин проверяют сервисные центры.
   О:
Я не желаю слушать про Запад. У нас своя страна, свой менталитет. Россия – это в большинстве своем «Жигули» и «Москвичи». Езжайте по селам и посмотрите, какие машины стоят за штакетником. Там основные инструменты – это кувалда, ведро и краска. Идею с сервисными центрами эти люди не поймут. Завтра скажут: «Дорогой друг, в твоей деревушке нет сервиса. Ты должен гнать машину в райцентр. А то и в райцентре нет, и надо в областной центр за 150 километров». Вы думаете, что страховые компании понастроят везде сервисные центры?
   В: Первые два года – переходный период, когда техосмотр будут проводить на площадке ГАИ, которая в райцентре есть. Если же техосмотр отменить, как заставить граждан заботиться об автомобиле?
   О:
Лучше пусть будет недовинченная гайка, чем социальный взрыв. Суть капитализма – преодолеть все рамки для извлечения прибыли, а страховщики – это самые матерые капиталисты. Вот еще пример: тарифы ЖКХ у нас тоже регулируются государством, но жить в доме с ТСЖ в пять раз дороже, чем в муниципальном. Коммерсант всегда найдет, как вписать какие-то услуги и получить прибыль. То же самое произойдет со стоимостью техосмотра. И так же будут брать взятки. Тем более что сотрудник страховой компании или мастер автосервиса – не должностные лица, как гаишники, и под статью про взятки они не подпадают. В лучшем случае будет коммерческий подкуп, что намного мягче.
   И все это вызовет негодование народа. А если мы суммируем, что произошло за последнее время: резкое увеличение штрафов с водителей, а в Москве и Петербурге – еще большее, отмена бесплатной эвакуации и бесплатного первого дня штрафстоянки при неправильной парковке. Плюс грядет повышение тарифов по ОСАГО, потому что страховщики твердят, что им мало денег.
   В: И еще бензин подорожал.
   О:
Да. И поэтому мы на грани социального взрыва. Получается, что часть страны никакой техосмотр проходить не будет, а будет показывать ствол из окошка. Вторая часть, у которых половина машины от трактора, а половина – от «ЗИЛа», не будет проходить, потому что им всего-то и нужно, что доехать до магазина в деревне. И все бремя ляжет на крупные города.
   В: Как же сделать так, чтобы и от очередей и взяток избавиться, и чтобы водители за состоянием машины следили?
   О:
Чудес не бывает. Забота о качестве машины – это сложное, глубокое и вдумчивое исследование ее технического состояния. Как руками и глазами мастера, так и с использованием дорогостоящих электронных приборов. За все это надо платить. Кто хочет заботиться – будет, невзирая на техосмотр. Вот я свою машину ремонтирую впрок. А насчет очередей – пусть работают круглосуточно. Как в Москве Собянин распорядился, чтобы работали без выходных с восьми утра до восьми вечера и открыли круглосуточные пункты в каждом округе, и очередей не стало.