06.05.2011  Упразднение госконтроля на рынке зерна опасно для потребителей

   Упразднение государственного контроля по обеспечению безопасности зерна в России может привести к появлению на рынке некачественной и опасной продукции, говорится в обращении "представителей науки, государственных ведомств и бизнеса к президенту, в правительство и Государственную Думу", которое опубликовал на своем сайте Россельхознадзор.
   Как пояснили в Россельхознадзоре, в настоящее время в РФ готовится ряд законопроектов, касающихся вопросов продовольственной безопасности, ветеринарного контроля и т.д. При этом, некоторые обсуждаемые нововведения вызывают у Россельхознадзоре обеспокоенность по поводу того, что предлагаемая система не сможет обеспечить должного уровня контроля в агропромышленном секторе.
   Как следует из обращения, вопросы госконтроля влияют не только на внутренний рынок, но и напрямую связаны с экспортным потенциалом. В частности, в настоящее время государства Юго-Восточной Азии и Африки - основные потребителями российского зерна, ориентированы на его закупку с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества. Однако происходящая сегодня в РФ оптимизация государственных контрольно-надзорных полномочий с целью снижения количества административных барьеров, коснулась сферы безопасности зерна и продуктов его переработки.
   "Упразднение госконтроля может привести к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции", - отмечают авторы обращения.
   По данным директора "Центра оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" Александра Хатунцова, госконтроль при экспорте выявляет ежегодно до 30% некачественной и опасной продукции, вывоз которой предотвращается или разрешается только после соответствующей подработки.
   "Отсутствие реальных данных о количестве и качестве выращенного в России зерна приводит к невозможности принятия обоснованных решений об объемах его импорта, экспорта и закупок для государственных нужд", - отмечается в обращении.
   Кроме того, устаревшая материально-техническая база многих хлебоприемных предприятий не обеспечивает сохранность зерна, что приводит к необоснованным потерям. Выборочные проверки сохранности зерна интервенционного фонда показали, что значительная его часть заражена насекомыми-вредителями и даже испорчена, чему способствовало отсутствие фумигации или ее проведение собственными силами хранителей без привлечения предприятий, подведомственных национальной организации по карантину и защите растений.
   Как говорится в обращении, ситуация усугубляется еще и решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года о техническом регулировании, согласно которому с 1 июля 2010 года установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться декларацией о соответствии, которая может быть принята на основе собственных доказательств в электронном виде без представления образца для его идентификации.
   "Это может повлечь за собой угрозу ввоза некачественной и опасной продукции. При этом, у государств-членов Таможенного союза - Республики Казахстан и Республики Беларусь, в отличие от РФ, существуют национальные системы контроля безопасности и качества на внутреннем рынке", - добавляют эксперты.
   Исходя из этого авторы обращения, во-первых, считают нецелесообразным внесение изменений в законы "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" и "О семеноводстве" в соответствии с распоряжением правительства РФ от 9 марта 2010 года в части разделения существующего в настоящее время документа "сертификат качества" на два: "сертификат качества" и "сертификат безопасности", так как термин "качество" включает совокупность потребительских свойств, а также санитарных и ветеринарных норм.
   "Такое решение создаст дополнительные барьеры для бизнеса, увеличит количество документов и усложнит процедуру сертификации", - говорится в документе.
   Во-вторых, они выступают против отмены сертификации зерна и продуктов его переработки, отнесенной к основным направлениям государственного надзора и контроля при их вывозе с территории РФ, которая приведет к снижению конкурентоспособности России на международном рынке.
   Авторы обращения также против исключения требований об обязательном сопровождении партий семян документами о посевных качествах при ввозе в РФ, которое повлечет ввоз фальсифицированных семян.
   Вместе с этим предлагается рассмотреть возможность привлекать для организации и осуществления мониторинга качества зерна нового урожая компетентные независимые учреждения, имеющие практический опыт проведения таких работ, на основе госзаказа. А принимая во внимание необходимость обеспечения сохранности зерна, предназначенного для государственных нужд, целесообразно наделить Россельхознадзор соответствующими полномочиями, в том числе полномочиями по контролю за состоянием материально-технической базы элеваторов и хлебоприемных предприятий.
   "Такие решения будут способствовать укреплению продовольственной безопасности страны и сохранению имиджа России как надежного экспортера зерна, повышению эффективности использования выращенного урожая и доверия сельхозпроизводителей к государству", - поясняется в сообщении.
   В обращении также затронут вопрос запрета экспорта зерна из РФ, который действует с середины августа 2010 года по конец июня 2011 года, и, возможно, будет продлен.
   "Учитывая ситуацию, сложившуюся на юге России, где скопилось более 8 миллионов тонн зерна, невостребованного внутренним рынком, считаем необходимым после проведения посевной кампании рассмотреть возможность отмены запрета на экспорт зерна", - говорится в обращении.