27.04.2011  С чем связана ситуация на рынке бензина?

   Ситуация с дефицитом и ценами на бензин в регионах РФ, которая сложилась в последние дни, связана не с налоговыми факторами, а исключительно с администрированием и регулированием, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
   "Эти факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, исключительно связаны с администрированием и регулированием деятельности", - сказал Кудрин журналистам. По его словам, сейчас "работают обычные налоговые факторы, которые не могли (повлиять на ситуацию с дефицитом бензина) изменить особенно сейчас, когда цена на нефть такая высокая и спрос на мировом рынке полностью не восстановился и даже несколько начал притормаживать именно из-за высокой цены на нефть". "Никакого дефицита из-за этого произойти не могло", - подчеркнул вице-премьер.
   Он отметил, что основные факторы изменения цен на бензин подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения. "Собственно, под них и должны подстраиваться производители, умело и своевременно администрируя, реагируя на спрос", - сказал он.
   В частности, он напомнил, что когда принималось решение об увеличении акциза на ГСМ на 1 рубль, то приводился следующий факт: за несколько предыдущих лет ставки этих акцизов не менялись, а цены на бензин выросли более чем на 8 рублей за этот период. "Акцизы на бензин не имеют к этому никакого отношения", - подчеркнул Кудрин.
   Эксперты, в свою очередь, полагают, что дефицит бензина в некоторых регионах России искусственно создан и поддерживается нефтяными компаниями, которые таким образом "спокойно и просто" повышают розничные цены на топливо.
   "За минувшие два дня мы зафиксировали незначительное повышение цен на бензин, но дефицита нет. Вообще, это нагнетание истерии. Нефтяные компании будут изобретать любые способы, чтобы спокойно и просто повысить цены на бензин, все списав на его нехватку", - рассказал генеральный директор петербургского автоклуба "А 24" Денис Шубин.
   По словам Шубина, в тупик ситуация с бензином не зайдет, так как в Петербурге один из самых конкурентоспособных топливных рынков в России. "Если бензин исчезнет у одной-двух компаний, это не значит, что он пропадет везде. Но что дороже будет - это точно", - убежден Шубин.
   Председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов добавил к вышесказанному, что правозащитники также не ожидают полного исчезновения бензина с автозаправок Петербурга. "Сознательное распространение тревожных слухов, чтобы оправдать удорожание топлива, было уже не один раз. Мы пока никакой нехватки бензина не наблюдаем", - сказал Холодов.
   Он отметил, что значительное повышение цен на бензин не заставит автомобилистов полностью отказаться от своего транспорта, но ездить на собственных авто люди станут меньше.
   Нестабильная ситуация на топливном рынке должна стать предметом самого строгого разбирательства со стороны антимонопольных органов, считает адвокат Владимир Гарнин. "С топливными "играми" такого рода должна разбираться ФАС", - добавил он.
   В Алтайском крае с субботы резко ограничена продажа бензина, автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний "Газпром нефть" и "Роснефть" - отпускают только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена.
   По данным управления по промышленности и энергетике края, в связи с началом действия новых положений о реализации нефтеперерабатывающими заводами России ГСМ на электронных биржевых торгах (в начале 15%, сейчас 30% от общего объема продаж на внутреннем рынке), у мелких и средних торгующих компаний возникли проблемы с бесперебойным обеспечением своих заправочных станций топливом. Часть независимых топливных операторов несвоевременно зарегистрировались или не оформили необходимые документы для участия в биржевых торгах.
   Ранее представители Российского топливного союза сообщали, что наиболее неблагоприятная ситуация с бензином также складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине.
   Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ранее заявил, что усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, наличие картельного сговора.