26.04.2011  К 2016 году производство автомобилей отечественных марок может прекратиться

   Как сообщило руководство «АвтоВАЗа», принято принципиальное решение с 1 июля не производить больше «классику» в Тольятти. Производство самых доступных по цене российских машин будет перенесено на Ижевский автозавод. Однако и там оно продержится недолго – скорее всего, до первого полугодия 2012 года. А к 2013 году должен прекратиться выпуск и другой морально устаревшей модели – Lada Samara.
   Волжский завод намерен не только обновить модельный ряд, но и сократить производство, отдавая при этом больше мощностей другим участникам автоальянса – Renault – Nissan. Эксперты полагают, что это начало конца собственно российского автопрома, которому они отпускают максимум пять лет.
   На сегодняшний день более 50% от общего производства автомобилей в нашей стране приходится на иностранные компании. По статистике, в 2008 году на долю иномарок, произведенных в России, приходилось 40,3% от общих объемов производства. В 2009 году – уже 46,8%, а в первом полугодии 2010 года – 53,2%. По мнению экспертов, процесс пошел бы еще быстрее, если бы не помощь нашим заводам со стороны государства. Речь идет о программе утилизации старых автомобилей. Программа стартовала в марте 2010 года, и уже в апреле рынок впервые с октября 2008 года, то есть с начала кризиса, показал рост. И лидером по продажам стала российская Lada, продемонстрировавшая рост на 54%. Потом, когда утилизация, казалось, «подвисла», спрос начал падать, но теперь, когда правительство объявило, что продлевает программу до конца этого года, продажи опять растут.
   Означает ли это, что россияне так горячо и нежно любят продукцию родного автопрома? Оказывается, что нет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), автопарк российских автовладельцев по-прежнему представлен в основном подержанными машинами отечественных марок (46% сегодня, 50% в прошлом году). Но при этом большинство мечтают о том, чтобы сменить их на иномарки. В этом году каждый третий будет приобретать не отечественную модель (в 2006-м таких было лишь 19%), еще треть будут брать подержанные иномарки (еще в прошлом году – 24%). А вот спрос на новые отечественные автомобили, напротив, падает (с 22% в 2009 году до 15% в текущем году). При этом выбор в пользу продукции нашего собственного автопрома делается, как правило, из соображений, связанных с материальными возможностями.
   Сейчас наш авторынок стремительно восстанавливается. По итогам первого квартала он показал прирост на 77% по сравнению с тем же периодом минувшего года. Причем в десятку самых продаваемых машин входят 5 моделей «АвтоВАЗа». Однако дело в том, что все последние годы государство тратило на поддержку отечественного автопрома очень большие деньги. По мнению многих аналитиков рынка, если эту поддержку уменьшить, это просто убьет наших автопроизводителей.
   «Без поддержки государства производители отечественных автомобилей не выживут, – уверенно заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Если мы вступим в ВТО, это будет означать открытые экономические границы, невозможность использования заградительных таможенных пошлин для борьбы с импортом. А люди, когда у них растут доходы и одновременно снижаются цены на интересующие их товары, выбирают более качественные и безопасные автомобили. В этих условиях никаких шансов и перспектив у отечественного автопрома просто нет. Единственное, в чем сейчас выигрывает наш автопром, это в цене, но и здесь, учитывая, что на рынок будет поступать все больше китайских, иранских, корейских автомобилей, конкурировать с ними наш автопром тоже не сможет».
   Эксперт независимого аналитического агентства Максим Лобада считает, что сейчас меняется сама концепция ведения бизнеса в сфере отечественного автопрома. «Ужесточение правил промсборки и приход иностранных концернов в Россию подразумевает, что наш автопром будет постепенно заменяться на иностранный, – сообщил аналитик. – Пришедшие к нам иностранные автопроизводители намерены активно наращивать производство. К этому их подталкивает и близящееся вступление страны в ВТО, которое откроет границы для конкурентов и заставит еще больше внимания уделять соотношению «цена – качество». Так что если не через 2–3 года, то через 5 лет мы можем полностью прекратить выпуск наших машин. Либо будут выпускаться совершенно новые модели под нашими названиями, но, по сути, это уже будут иномарки – иностранная сборочная линия, часть иностранных специалистов, иностранный менеджмент».
   Исполнительный директор аналитическго агентства «Автостат» Сергей Удалов убежден, что через какое-то время само понятие «российский автомобиль» станет весьма условным. «Например, уже сейчас участниками альянса «АвтоВАЗа» является Renault – Nissan, и модельный ряд они рассматривают уже практически совместно, – рассказал аналитик. – Так что у них будут общие платформы, и «АвтоВАЗ» войдет своим модельным рядом в глобальный автопром».
   С этим прогнозом соглашается и Виктор Похмелкин, который убежден: все сегодняшние тенденции авторынка свидетельствуют о том, что мы упустили время для того, чтобы иметь возможность догнать другие развитые автомобильные страны. «Теперь будем довольствоваться ролью производителя мировых брендов на своей территории», – полагает специалист.
   Однако возникает вопрос: нормально ли это для такой страны, как Россия, остаться без собственного автопроизводства? Эксперты приводят в пример страны, которые демонстрируют, что можно создать собственное производство в короткие сроки и в куда худших, чем наши, условиях. Речь идет в первую очередь о Южной Корее. Сегодня автомобильная промышленность этой страны по масштабам производства занимает шестое место в мире. Им удалось создать мощную автомобильную отрасль практически за десятилетие. А ведь начинали они с нуля и вплоть до конца 80-х годов прошлого века собирали только иностранные модели. За годы сотрудничества с западными концернами страна успела сделать свои собственные наработки.
   Поэтому специалисты не исключают, что мы также можем пойти по этому пути. В отличие от Кореи, у России уже есть опыт, и мощности, и кадры, и научно-конструкторские разработки. Так что свои потери мы еще можем обернуть в обретения.