21.04.2011  Российским портам нужны новые технологии и новые системы безопасности

   Вопросы нормативно-правового регулирования создания и развития высокотехнологичных систем обеспечения безопасности объектов портовой инфраструктуры обсуждались 20 апреля в Санкт-Петербурге на заседании Экспертного совета при председателе Совета Федерации по оборонно-промышленному комплексу. Об этом сообщила пресс-служба Совета Федерации.
   Открывая дискуссию председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он рассказал, что в настоящее время в стране ведется разработка проекта создания «Интегральной евразийской транспортной системы». Его основой должна стать скоростная комплексная магистраль, соединяющая морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах России. Очевидно, заявил С.Миронов, что просчёты, связанные с обеспечением безопасности морских портов, могут иметь самые серьёзные экономические и экологические последствия как национального, так и глобального масштаба.
   Де-факто, продолжал председатель СФ, большинство морских портов являются потенциально опасными объектами - в них обрабатываются грузы очень широкой номенклатуры, в том числе пожаро- и взрывоопасные, ядовитые, радиоактивные. При этом не секрет, добавил он, что порты являются зоной постоянного внимания криминальных группировок. Не прекращаются попытки использования их в качестве перевалочных пунктов для незаконного оборота наркотиков, оружия, контрабанды. Все это, по словам С.Миронова, диктует необходимость модернизации имеющихся и создания новых высокотехнологичных комплексов, которые бы обеспечивали безопасность как собственно на территории портов, так и в прилегающих акваториях.
   Современная система обеспечения безопасности порта - сложная организационно-техническая структура, продолжал председатель Совета Федерации: она представляет собой совокупность правовых, организационных, административных мер и технических средств. Федеральным законом «О транспортной безопасности», добавил С.Миронов, устанавливаются жёсткие стандарты построения системы безопасности объектов на территориях портов и прилегающих акваториях. Но пока, констатировал глава палаты российского парламента, система обеспечения транспортной безопасности и безопасности объектов портовой инфраструктуры не соответствуют современным требованиям безопасности и защиты, в том числе от террористических угроз.
   «Считаю, что создание многоуровневой интегрированной системы обеспечения комплексной безопасности морских портов должно стать приоритетной задачей как органов исполнительной власти, так и бизнеса», - заявил С.Миронов.
   В организационном плане уже в ближайшее время необходимо перейти от обеспечения безопасности «удельных княжеств», на которые поделены территории портов, к единой системе безопасности порта как объекта транспортной инфраструктуры, подчеркнул Председатель Совета Федерации.
   Он обратил внимание на то, что сегодня в портах наиболее востребована аппаратура контроля, позволяющая оперативно проверять контейнеры и другие грузы. Но ее не хватает даже в крупных морских гаванях. К сожалению, по его словам, и противопожарная служба большинства портов нуждается в доукомплектовании и оснащении более эффективными средствами борьбы с огнем. Специальным же подразделениям ФСБ требуются современное водолазное снаряжение, плавсредства, береговые базы. «Знаю, - заявил С.Миронов, - что нашими оружейниками созданы уникальные двухсредные пистолет и автомат с подводными и бронебойными боеприпасами, которым нет аналогов в мире. Считаю, что такое оружие может обеспечить решение широкого спектра задач под водой и на суше».
   Как отметил глава палаты Федерального Собрания, попытки приобретения снаряжения за рубежом показали, что получить новейшие разработки практически невозможно - можно рассчитывать на закупки только устаревших образцов.
   Он обратил внимание на остроту проблемы создания отечественных специальных плавсредств, например, скоростных катеров для охраны акваторий портов, средств радиотехнического контроля и многих других видов вооружения и специальной техники.
   Председатель Совета Федерации подчеркнул важность разработки технических регламентов систем обеспечения безопасности морских портов. Очевидна также, по его словам, потребность в разработке и принятии законодательных актов, устанавливающих порядок использования подобных систем и средств.
   Очевидно, заключил глава палаты российского парламента, что для обеспечения безопасности морских портов необходимы как инновационные высокотехнологичные инженерно-технические решения, так и обновленная нормативная правовая база. Он выразил уверенность в том, что выработанные на заседании рекомендации и предложения будут в полной мере использованы при формировании российского законодательства и научно-технической политики в этой сфере.