18.04.2011 Новые российские автомобили обойдутся без бензина Сев за руль первого образца "Ё-мобиля", Владимир Путин дал старт участию России в мировом состязании по "электрификации" автопарка – созданию и массовому внедрению электромобилей и гибридов – машин, ездящих как на углеводородном топливе, так и на электричестве. Представленное главе правительства изделие – "Ё-мобиль", детище совместного предприятия группы "Онэксим" Михаила Прохорова и ЗАО "Яровит моторс" – был лишь действующей моделью в натуральную величину. Завод, на котором эти автомобили будут производиться серийно, еще не построен, не определены поставщики комплектующих, не проведены краш-тесты и не получены необходимые сертификаты. Но, прокатившись на опытном образце, глава правительства увеличил его шансы на конвейерное воплощение и подогрел интерес публики к новому авто-чуду. Детище Михаила Прохорова – это гибрид, то есть, автомобиль, имеющий как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор (в нашем случае их даже два). Гибриды являются самым перспективным и динамично развивающимся сегментом авторынка. Здесь сейчас сосредоточена научная и инженерная мысль ведущих мировых автомобильных концернов. Конкурировать придется, главным образом, с Японией. Там гибриды выпускаются с 1997 года. Именно тогда Toyota Motor Corp. представила свой первый бензиново-электрический автомобиль Coaster Hybrid EV. Вскоре появился на свет и нынешний мировой лидер среди гибридов – Toyota Hybrid Prius. Первые гибриды при всей своей экономичности имели один существенный недостаток – заоблачную цену. Но постепенно за счет разработки более дешевых аккумуляторов их цена снижалась и к настоящему моменту вплотную приблизилась к цене бензиновых автомобилей аналогичного класса. Безусловным лидером по производству гибридов является Toyota. Она продала уже более 3 млн таких автомобилей по всему миру. Ее Prius третьей модификации покорил Европу и США (9% продаж автомобилей компании Toyota Motor), а в самой Японии стал абсолютным бестселлером (10% рынка новых авто). Кроме него компания предлагает гибриды Toyota Auris, Lexus RX, GS, LS и CT200h, а в следующем году обещает пополнить этот модельный ряд семиместным минивэном Prius Plus и еще несколькими новинками. В результате доля гибридов в экспортной продукции компании уже через пару лет должна возрасти до 20%. За лидером следуют опять же японцы – Honda Motor Co. с моделями Insight, а также Nissan Motor Co. и Mitsubishi Motors Corp. Две последние компании делают ставку уже не на гибридные, а на полностью электрические автомобили. Основная доля заказов на Leaf пришлась на США. Администрация Барака Обамы поставила амбициозную цель: за 30 лет перевести автомобили США на электричество. И все же насчет электромобилей пока преобладают более осторожные оценки. Например, в компании Ford Motors полагают, что к 2020 г. на полноценные электромобили будет приходиться лишь 1-2% глобального авторынка, а на гибриды – 20% – 25%. Впрочем, здоровый скептицизм не мешает компании разрабатывать собственные гибриды. Электромобилями и гибридами "балуются" даже Daimler-Chrysler и BMW. А на европейском рынке уже появились электрокары Chevrolet Volt, Peugeot iON и Citroen CZero. Пока все эти автомобильчики по своим характеристикам значительно уступают "железным коням", имеющим двигатель внутреннего сгорания. Например, Mitsubishi i-MiEV оборудован электромотором мощностью 64 л.с., способным двигать машину со скоростью до 130 км/ч. Но недалеко: на одной "заправке" она может проехать не более 160 км, а потом – зарядка, которая длится до 6 часов. Правда, японцы уже разработали технологию, позволяющую восстановить 80% заряда аккумулятора за полчаса: в прошлом году началось ее активное внедрение. У нас с этим проблемы. Так, литий-ионный аккумулятор заряжается от бытовой розетки, но... часто ли на улице можно найти такую розетку? Электромобиль "съедает" до 50 киловатт в день – 200 руб. по нынешним расценкам. Причем, если он долго стоит без дела, аккумулятор все равно потихоньку разряжается. Ну, а если еще и мороз ударил, тогда уж точно – прощай, киловатты! Европе или Японии проще переходить на электромобили: там зимы не такие суровые, а бензин дорогой. В России все наоборот. Да и выдержит ли наша электросеть появление таких мощных потребителей, как электрокары? Плюс проблема цены. Современный электрокар стоит и в Японии, и в Европе порядка €35 тыс., но за счет различных госдотаций, стимулирующих развитие экологически чистого транспорта, эта сумма уменьшается где-то до €28 тыс. – €30 тысяч. В России таких дотаций в обозримом будущем не предвидится. Поэтому, учитывая также высокий уровень наших таможенных пошлин, производители электромобилей в Россию даже не суются. Да и по гибридам предложений не густо: разве что Toyota Prius за 1,2 млн рублей. Так что у "Ё-мобиля" есть шансы на успех: ниша экологически чистого транспорта у нас пустует. Под первый Ё-завод уже выделено место в пригороде Санкт-Петербурга. Выпуск автомобилей там должен начаться во второй половине следующего года. Первоначальная мощность предприятия составит 10 – 20 тыс. авто в год, но в дальнейшем может быть увеличена до 50 тысяч. Затем, если спрос на "Ё-мобили" будет расти, предполагается построить еще ряд небольших сборочных предприятий в различных регионах РФ и даже в Европе. Предварительные заявки на "Ё-мобили" будут приниматься с середины мая на сайте компании "Ё-авто". По данным вице-премьера Сергея Иванова, объем "твердых" заказов на Ё-мобили на сегодня уже превышает 25 тыс. штук. |