14.04.2011  Россия поворачивается к ВТО задом

   Недавнее заявление Путина всколыхнуло давний вопрос: нужно ли России вступать в ВТО? В минувшую пятницу на совещании в Санкт-Петербурге премьер-министр возмутился тем, что дешевое китайское оборудование не дает развиваться отечественному энергомашиностроению, а повысить ввозные пошлины мы не можем, поскольку уже связали себя определенными обязательствами перед ВТО. Но и вступить в нее никак не получается. В этой связи Путин задал вопрос: "На хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем? Рынок денег стоит, а мы его бесплатно отдаем!" Премьер распорядился защищать наши рынки и отечественных производителей и не выполнять правил ВТО до тех пор, пока не произойдет "полное присоединение". Он уточнил, что это приказ.
   Опять мы возвращаемся к вопросу: а надо ли вступать? С одной стороны, все более-менее крупные участники мирового рынка состоят в ВТО и торгуют друг с другом по единым правилам этой организации. Но это отнюдь не исключает возникновения торговых конфликтов между ними, которые подчас тянутся многие годы. С другой стороны, продавать сырье и энергоресурсы мы можем и без режима ВТО: их импорт никто не ограничивает. Вне ВТО можно, к тому же, без всяких правил "играть" пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая провинившихся партнеров.
   В общем, ничего нового: серьезные аргументы лежат на обеих чашах весов, и влиятельные лоббисты действуют с обеих сторон. Какая чаша в итоге перевесит, не понятно.
   Два года назад мы почти вступили. И вдруг вспомнили о нашей интеграции. Как же так? Если все члены ЕврАзЭС вступят в ВТО на разных условиях, то экономической реинтеграции у нас не получится. Значит, надо идти на штурм торгового клуба вместе. Так у порога ВТО возник Таможенный союз, который стал полной неожиданностью для наших оппонентов и затормозил вступление России на несколько лет.
   Теперь ТС вот-вот превратится (или не превратится) в Единое экономическое пространство и очень хочет видеть в своем составе Украину. Украине всегда давали понять, что ее ждут в ТС. Теперь приглашения стали более настойчивыми, поскольку президент Виктор Янукович объявил о твердом намерении создать зону свободной торговли с Евросоюзом.
   В качестве встречного предложения Москва может пообещать Киеву газ по внутрироссийским ценам и отмену пошлин на нефть. Одна загвоздка: чтобы вступить в ТС/ЕЭП, Украине придется серьезно нарушить условия своего членства в ВТО. Некоторые источники утверждают, что Москва в этой связи настоятельно рекомендует Киеву выйти из ВТО. На время. А потом вступить заново – всем вместе и уже на более выгодных условиях.
   Тем не менее состоявшийся на днях визит Владимира Путина в Киев не принес никаких результатов. Российский премьер припугнул возможностью введения защитных мер против Украины, если та создаст зону свободной торговли с ЕС. Значит, от вступления в ТС Киев отказался. Тем не менее Путин отметил, что у Украины есть время подумать – до 7 июля, когда состоится саммит ТС.
   Киев же, как всегда, старается усидеть на двух стульях: продолжать переговоры о свободной торговле с ЕС и стать "получленом" Таможенного союза. Это утопия: невозможно участвовать в двух интеграционных объединениях с разными правилами и уровнем тарифных пошлин.
   В нынешней ситуации Украине с формальной точки зрения гораздо легче выбрать западный путь: рельсы туда уже проложены, механизмы готовы. Но если в итоге Киев все же согласится на российское предложение, это, возможно, замедлит темпы интеграции Украины в западном направлении.
   Схожие последствия применительно к России будет иметь и "приказ" Путина. Это был четкий посыл к началу нового цикла торможения вэтэошного процесса. Ведь отказ России от соблюдения "предвступительных" обязательств (каковых, на самом деле, немало – включая не только размер пошлин, но и, к примеру, выравнивание внутренних и экспортных цен на газ, снижение платы за полеты иностранных компаний над Сибирью) может быть расценено нашими оппонентами как "вскрытие" всего пакета договоренностей. И тогда Евросоюз, США, Бразилия и прочие члены рабочей группы потребуют новых переговоров с Россией. Процесс затянется на неопределенное время.