13.04.2011 Потребительская активность россиян в марте продолжала расти Номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2011 г. выросли на 18% по сравнению с мартом 2010 г. По сравнению с февралем 2011 г. рост повседневных расходов в марте составил почти 11%, свидетельствуют данные исследовательского холдинга Ромир, полученные на основе исследовательской платформы SCIF. В целом за первый квартал 2011 г. уровень повседневных потребительских расходов оказался на 15,3% выше, чем в прошлом году. С поправкой на инфляцию в 11-12% годовых можно говорить о реальном росте повседневного потребления на 3-4%. Таким образом, тренд на восстановление потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса, зафиксированный измерениями Ромир к концу прошлого года, сохраняется уже почти полгода. В большей степени нарастили свое повседневное потребление в марте по сравнению с февралем текущего года семьи (домохозяйства) со средним уровнем доходов. Рост номинальных расходов в этой группе составил почти 20%. В группах с доходами «ниже среднего» и «выше среднего» повседневное потребление номинально выросло всего лишь на 6,5%. На 6% в марте (по сравнению с февралем) выросли повседневные расходы в Москве, в крупных городах рост составил 13%. Размер среднего чека в марте 2011 г. оказался всего лишь на 2% выше, чем в феврале 2011 г., по сравнению с мартом 2010 г. он вырос на 5,5%. Таким образом, начиная с января 2010 г., размер среднего чека не меняется значимым образом. В Москве размер среднего чека в марте снизился по сравнению с февралем на 2%, а в городах с населением 500-700 тысяч жителей он вырос на 6,7%. Стабильный размер среднего чека при росте номинального размера расходов говорит о том, что тенденция более частого совершения повседневных покупок в торговых точках различного формата, проявившаяся еще в конце 2008-2009 гг., сохраняется и сегодня. В отношении повседневных покупок россияне довольно рациональны и экономичны. Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в марте 2011 г., как и в предыдущие четыре месяца, оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%. |