03.04.2011 Детская одежда в России – взрослые проблемы В последнее время большой общественный резонанс и интерес бизнеса традиционно вызывает положение на рынке детской одежды. Сложившуюся ситуацию и перспективы ее развития комментирует ведущий аналитик компании Esper Group Дарья Ядерная. Как указывает эксперт, до кризиса рынок детской одежды воспринимался как если не третичная, то вторичная категория на рынке моды, объемы его считались умеренными, а перспективы роста в свете не радующей демографической ситуации (особенно после публикации предварительных итогов Всероссийской переписи 2010 г.) – сомнительными. Однако посткризисное восстановление принесло целый ряд сюрпризов – развиваются планы по запуску детской линейки от российской компании Oodji (ранее более известной как Oggi), расширяют присутствие и люксовые ритейлеры, что интересно – также и за счет регионов. Так, в Уфе открылся магазин сети «Кенгуру», представляющий детскую одежду и обувь и игрушки от ведущих премиальных мировых брендов. Компания «Глория Джинс» расширяет ассортимент также и за счет обуви и одежды для новорожденных. Были выпущены велюровые и трикотажные комбинезоны, body, трикотажные брюки. С весны 2011 г. планируется ввести в ассортимент носки, детские пледы и др. С уходом известной сети Bananamama и закрытием в Москве головного «Детского мира» на Лубянке на рынке розничной торговли детскими товарами начался передел сфер влияния. 46 % рынка – а именно такую долю рынка занимала Bananamama – оказались свободной нишей, а на фоне проблем «Детского мира» и фактической заморозки стратегии развития ритейлера рынок неожиданно оказался свободным для множества новых проектов в самых различных ценовых сегментах. Перспективы развития детской одежды очевидны – еще в 2005 г. доля ее составляла 12 % общей емкости рынка готовой одежды (2,6 млрд евро), в 2009 году удельный вес категории составлял уже в полтора раза больше – 18% (6,5 млрд евро), причем предельное насыщение не наступит, по оценкам EsperGroup, до 2014 г., достигнув 19% (13 млрд евро), что фактически вдвое превышает текущий объем. На фоне стагнации темпов роста рынка мужской одежды, за исключением ряда категорий и высокой волатильности женской одежды, детский ритейл остается наиболее стабильной категорией: в кризис оборот увеличился на 12 %, в то время как ряд сегментов женской и мужской одежды потеряли более трети стоимости. Безусловно, снижение конкуренции на рынке обеспечило определенный перелив капиталов в эту отрасль, тем более что условия для инвестирования в кризисных условиях складывались самые благоприятные. Причины роста рынка детской одежды очевидны и лежат на поверхности. Сейчас в России насчитывается около 32 млн детей. Доля покупателей детской одежды в России за 2007–2009 годы удвоилась – с 3 до 7 % всего населения страны. Во-первых, это обусловлено сглаживанием демографического провала, на протяжении десятилетия тормозившего экстенсивное развитие рынка. Во-вторых, 2005–2009 годы стали периодом, в котором максимально увеличилось количество женщин детородного возраста в стране, а восстановление благоприятной экономической ситуации по завершении кризиса – мощный стимул для роста количества детей в стране, что отражает даже статистика рождаемости в последний квартал. Рост рынка не только экстенсивный, растет и качественная составляющая – доля расходов на покупку детской одежды в семье и стоимость среднего чека. В 2008 г. в России расходы на детскую одежду и обувь составляли около 16 % семейных трат, сегодня этот показатель достигает 18,7%, что соответствует аналогичному показателю на одежду для взрослых. Растут и валовые расходы: в 2008 г. – около 10 500 рублей на одного ребенка, в 2009 г. – 12 400 рублей (и это показатель кризисной конъюнктуры), в 2010 г. эта цифра, вероятно, достигла 15 тыс. рублей. Таким образом, считает аналитик, рынок детской одежды сегодня представляется неоспоримо привлекательным и емким, хотя не следует забывать и об основных ограничителях работы на нем – более низкая маржинальность за счет установления более низких цен на детскую одежду по сравнению со взрослой при сопоставимых издержках на производство и логистику; конкуренция с вещевыми рынками, которая по-прежнему остается острой, и высочайшие требования к технологиям конструирования, производства и тканям для детской одежды. |