28.03.2011 Мировой выпуск автомобилей может сократиться на треть Как заявил в пятницу вице-президент американского исследовательского центра IHS Automotive Майкл Робине, если пострадавшие от стихии японские заводы по изготовлению комплектующих для автомобилей не смогут восстановить производство в течение шести недель, выпуск машин в мире может снизиться на 100 тыс. штук в сутки, то есть на треть или даже более. Российские эксперты разделяют такие прогнозы, но надеются, что падение производства будет краткосрочным. По предварительным подсчетам, стихийное бедствие в Японии разрушило или серьезно повредило около 40 заводов, производящих автомобильные компоненты. Как ранее сообщал главный исполнительный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон, наиболее серьезно сейчас ощущается дефицит электронных компонентов, а также деталей из резины и пластика. Автоконцерны один за другим заявляют об остановках производства. Но хуже всего то, что производство останавливается и за пределами Японии. Так, у General Motors Co. из-за недостатка комплектующих встали два завода в Европе. PSA Peugeot Citroen тоже начал сокращение производства на некоторых европейских заводах из-за недопоставок со стороны Hitachi комплектующих для дизельных двигателей. До этого о снижении производства на 15–20% по той же причине заявила Renault. Нехватка японских компонентов вынудила сократить объемы сборки Opel, Volvo и BMW. «Почти все крупные автопроизводители находятся в зоне риска», – считает аналитик американского автомобильного рынка Мишель Кребс. Предприятия срочно ищут альтернативные источники поставок комплектующих. Если никаких решений не будет найдено, большинство крупнейших мировых автопроизводителей столкнутся с их недостатком уже в середине апреля. Директор аналитического агентства Сергей Удалов надеется, что существенного падения производства не произойдет. «Западные концерны не сидят, сложа руки, – отметил он. – Производство в мире действительно организовано таким образом, что по ряду компонентов есть монополисты, то есть 1–2 предприятия, однако всегда есть альтернативные поставщики. Какое-то время будут использоваться те компоненты, которые есть на складах, затем действительно будет краткосрочное падение, но в течение года этот провал будет компенсирован». Все это не может не сказаться на ценах. На автомобильных рынках Приморья растут цены на подержанные иномарки из Японии - в среднем на 30 тыс. руб. Производители пока держат цены, но некоторые наши дилеры уже начали их переписывать: и на новые машины, и на запчасти. «На нашем рынке вряд ли возникнет какой-то дефицит, но спекулятивный рост цен вполне возможен. В этой ситуации вся надежда на существующую конкуренцию», - говорит С.Удалов. |