28.03.2011 Строительство новых дорог переложили на плечи автовладельцев В конце минувшей недели Госдума РФ в третьем, окончательном чтении приняла закон о создании в России дорожных фондов. Пополнять их планируется за счет непопулярного транспортного налога, повышения акцизов на топливо и поборов с автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Подобные фонды уже существовали с 1991 по 2001 годы, однако они полностью дискредитировали себя по причине небывалой коррупционности. Федеральный дорожный фонд запустят уже в этом году. Планируется, что размер его финансирования составит 254,1 млрд руб. Региональные фонды появятся 1 января 2012 года. Вместо похороненной идеи государственно-частного партнерства решено вернуться к старой, испытанной затее. Чтобы собрать необходимые суммы в федеральный дорожный фонд, ставка акциза на нефтепродукты в 2011–2013 годах ежегодно будет повышаться на рубль. Принятый закон предполагает, что с 1 января 2014 года в федеральный бюджет будет зачисляться 28% акцизов, в региональные – 72%. Не было бы вопросов, если бы автовладельцы не платили при этом еще и транспортный налог. Как пояснил вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров, «по сути, водители облагаются двойной данью. Необходимо отменить транспортный налог и оставить только акцизные сборы на бензин. Это будет справедливо, и так принято во всем мире». Минфин, со своей стороны, опасается, что идея с возрождением дорожных фондов приведет к всплеску коррупции. Действительно, транспортные чиновники получат доступ к ресурсам, которые сам Минтранс еще недавно планировал развивать на основе снижения административной нагрузки, благодаря привлечению в строительство частного сектора. Сейчас же, по сути, возрождается государственно-коррупционная модель, при которой чиновники будут контролировать только самих себя и «пилить» бюджетные средства. Есть риск, что самовластье местных дорожных начальников, рулящих дорожными фондами по «новому-старому» закону, значительно возрастет. По данным Генпрокуратуры, и без всяких фондов только за прошлый год в этой сфере выявлены более 62 тыс. нарушений законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечены 5 тыс. чиновников, контролирующих дороги регионального и муниципального значения. Наиболее частые нарушения дорожного и автотранспортного законодательства – «отсутствие контроля сохранности дорог, неудовлетворительное их состояние и отсутствие мероприятий по их содержанию и ремонту». Нет оснований полагать, что, получив доступ к федеральным 254 млрд рублей, чиновники станут ответственнее и честнее. При этом, как сообщил источник» в Минтрансе, потребность в развитии шоссейной инфраструктуры, чтобы «она обеспечивала потребности экономического развития страны, составляет свыше 600 млрд. рублей». Так что всех проблем фонд не решит, но коррупцию может усилить. |