18.03.2011 В РФ начался рост потребительской активности Начало 2011-го года на российском потребительском рынке оказалось весьма бодрым. Данные, полученные исследовательским холдингом Ромир, свидетельствуют о довольно высоком уровне потребительской активности. В лидерах роста неожиданно оказались продажи легковых автомобилей. Отдельные производители и дилеры рапортуют о двух и даже трехкратном росте продаж. А в целом по рынку рост составил почти 80% в натуральном выражении к соответствующему периоду предыдущего года. Но здесь сказался эффект «низкой базы». В начале прошлого 2010-го года продажи легковых автомобилей в России были низкими и еще продолжали сокращаться. А разворот рынка к росту произошел только в апреле. А вот на рынке товаров повседневного спроса и продуктов питания в начале прошлого года уже фиксировался рост. Да, и общий уровень продаж был достаточно высок. Тем более показательным является рост января-февраля текущего года. Номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе-феврале 2011-го года оказались на 11 и 17% выше, чем в январе и феврале 2010-го года. И если в январе, с поправкой на инфляцию (10-12% годовых) можно было говорить лишь о сохранении уровня потребления предыдущего года, то показатели февраля, даже после инфляционной коррекции указывают на возобновление роста потребления и на этих рынках. Конечно, этот рост существенно уступает показателям 2009-го и 2010-го годов, когда расходы на повседневные покупки росли на 25-30% в номинальном выражении, а с поправкой на инфляцию – на 10-15% в годовом выражении. Теперь реальный рост повседневного потребления составляет не более 3-5% (год к году). Но, все же это - рост, а не стагнация, наблюдавшаяся летом и осенью 2010-го года. В большей степени нарастили свое повседневное потребление за последние 12 месяцев более обеспеченные россияне – «средний + ». Рост номинальных расходов в этой группе превысил 20%, существенно обогнав инфляцию. А вот у менее обеспеченных россиян – группы: «средний - » и «низкий доход» повседневное потребление номинально возросло менее чем на 15%, т.е. едва лишь на уровень инфляции. По видимому, здесь сказалось возобновление в 2010-м году роста дифференциации по уровню располагаемых денежных доходов, приостановившееся было в 2009-м году. Наибольший рост повседневных расходов в феврале 2011-го года (по сравнению с февралем 2010-го) был зафиксирован в городах с населением в 1-1,4 миллиона человек. Там номинальный рост превысил 20%. Наименьший (всего 10-12%) – в городах с населением менее миллиона жителей. В Москве рост повседневных расходов был как раз на среднем по всем городам уровне – 17%. |