02.03.2011  За проблемы бизнеса заплатит потребитель

   Как свидетельствуют данные февральского опроса руководителей крупнейших предприятий России, опубликованные недавно Росстатом, российским потребителям придется затянуть пояса и вывернуть карманы. Уже несколько месяцев растет число тех предпринимателей, кто собирается поднять цены на свою продукцию, – в феврале их стало 27%. Больше было только в ноябре 2008 г. Сейчас кризис пошел на спад, а рубль – на укрепление, но тенденция та же. Если вы думаете, что крупный бизнес поднимает цены из-за невиданного покупательского ажиотажа, то ошибаетесь: о том, что спрос на их продукцию растет, сообщили только 19% опрошенных. Так за что же с потребителей хотят взять деньги?
   Во-первых, за пенсионеров. На тяжесть налогового гнета пожаловались 43% опрошенных. Это результат первых платежей в социальные фонды, которые в этом году резко выросли. Обращает на себя внимание то, каким образом бизнес попытался смягчить для себя негативные последствия этой меры. Дело в том, что конце прошлого года в реальном секторе экономики резко выросли складские запасы – их рост, по мнению Центра развития ВШЭ, обеспечил 3,8% из 4% роста ВВП в 2010 году. Бизнес попросту предпочел интенсивно работать "на склад", платя с фонда заработной платы по старым нормам, чтобы теперь жить с продажи этих запасов, притормозив производство.
   Можно было бы понять предпринимателей, у которых конкурентная борьба сменилась на гонки по выживанию. Но дело в том, что останавливаться на достигнутом бизнес не хочет и готов за запасы, произведенные дешево, взять подороже еще и с покупателей. У недобросовестных риелторов подобное поведение называется "взять два конца".
   В сущности, судя по февральскому опросу, намерения бизнеса оформились окончательно. Никаких долгосрочных планов нет: день простоять, да ночь продержаться – и "сдохни ты сегодня, а я завтра". О конкуренции нет и речи, а стало быть, можно забыть и о качестве, и о том, что покупатель всегда прав. Сочетание роста цен и застоя производства – это стагфляция. Это выуживание из наших карманов лишних денег не за то, что сделали приятно, красиво или по-новому, а потому, что дефицит.
   Бороться со жлобством производителей потребителям, увы, невозможно. Да, можно плюнуть окончательно на лозунг "покупайте отечественное" и ездить за шмотками в Китай, Турцию и Европу. Но, во-первых, на страже интересов наших промышленников стоят таможенные пошлины, а во-вторых, жить в стране и быть свободным от ее цен невозможно – за хлебом и гречкой в Китай не сходишь. Все, что можно сделать – это умерить свой покупательский азарт и твердо ограничивать лишние траты. Это, безусловно, еще больше затормозит экономику, но в ситуации, когда производители превращаются в вымогателей, уже не до высоких идей.
   Возможно, найдутся все же умные бизнесмены, которые поймут, что в этих условиях тот, кто первый повернется лицом к потребителям, может сорвать банк и занять весь рынок. Авторы опроса думают, что такие люди могут появиться из среды среднего бизнеса, ставшего успешным в регионах. Возможно, и так. Но скорее, успех, как и разруха – в головах, а не в размере бизнеса. Достаточно немного наглости, чтобы не бояться лидеров рынка, немного уважения к покупателям да твердого решения заниматься бизнесом именно в этой стране. Неужели это слишком высокая цена за попытку стать миллионером?