22.02.2011  В борьбе с терроризмом начинают побеждать производители металлодетекторов

   Правительство РФ ввело новые требования к общественным зданиям. На днях было принято постановление «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам». Документ подразумевает обязательное наличие рамок безопасности в только что построенных и проектируемых общественных зданиях – иначе проект не пройдет государственную экспертизу. Речь, в частности, идет о кинотеатрах, театрах, стадионах и магазинах – в общем, любых учреждениях «емкостью» более 50 человек и без пропускной системы на входе. После поправок, которые ФСБ, МВД и Минрегионразвития должны внести в течение трех месяцев, программа начнет работать.
   Эксперты реагируют на нововведение неоднозначно. С одной стороны, рамки могут удачно дополнить общее усиление безопасности, с другой – дорогостоящие технические устройства во многих случаях нельзя назвать эффективными.
   «Если злоумышленник проносит оружие на теле, определить это сможет только рамка, – пояснил исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко. – Кроме того, охранники не имеют права досматривать гражданина, они могут только попросить открыть сумку. Остальное – в компетенции сотрудников правоохранительных органов, а их к каждой рамке не поставишь».
   Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, в свою очередь, отметил, что рамки будут малоэффективными, потому что с их помощью лечат «симптом», а не «причину болезни». «Тут важен психологический момент, – сказал он. – Не нужно создавать в обществе антитеррористической паранойи. Наши правоохранительные органы должны больше работать с источниками терроризма, чем с его проникновением».
   По мнению экспертов, рамки могут вызвать серьезное недовольство граждан из-за образования очередей. В аэропортах к детекторам уже стоят очереди. Но аэропорты и вокзалы в плане посещаемости серьезно отстают от среднего торгового центра. «В бизнесе есть такой внутренний норматив, по которому на один метр арендуемой площади должен приходиться один человек в день», – пояснил управляющий партнер компании CityMarketing Алексей Ванчугов. На один гипермаркет площадью 100–125 тысяч квадратных метров приходится около 45 тысяч посетителей в будний день и 80 тысяч – в выходной.
   «Только люди, не разбирающиеся в вопросах жизнедеятельности торговых центров, могут сказать, что там должны быть рамки», – сетует эксперт.
   «Основа безопасности израильских торговых центров – это физическое и видеонаблюдение, – продолжает г-н Ванчугов. – Повсеместно установлены камеры, и сидят несколько диспетчеров, которые работают не более четырех часов. Камеры покрывают практически всю территорию от внешней парковки до всяких потайных уголков по типу коридоров в туалет. В российских моллах тоже есть видеонаблюдение, но не везде в достаточной степени. Поэтому можно увеличить количество диспетчеров или камер».
   Смущает экспертов и финансовая сторона вопроса. По подсчетам Владислава Иноземцева, на оборудование одного гипермаркета рамками потребуется около двух-трех млн. рублей. Для этого достаточно закупить металлодетекторы отечественного производства стоимостью 120–150 тыс. рублей. При этом, если затраты будут возложены на предпринимателей, то на цены товаров это существенным образом не повлияет.
   «Повышение мер безопасности не является основанием для повышения арендных ставок, – сказал Алексей Ванчугов. – Более того, все договоры на арендные ставки заключаются минимум на год, весьма распространены пятилетние договоры. В этом случае не стоит ждать резкого скачка ставок арендной платы и цен на товары. Кроме того, собственники вполне в состоянии за счет своей прибыли усилить меры безопасности, тем более что они в этом заинтересованы, потому что если что-то произойдет, то во всем будут виноваты менеджеры, но ни в коем случае не чиновники силовых структур. Все руководители прекрасно понимают, что крайними в нашей стране будут именно они».
   Не совсем ясно, кто будет обеспечивать реализацию проекта. «Мы предварительно посчитали, это совсем небольшие расходы по сравнению с затратами на капитальное строительство, – сказал на совещании по вопросам антитеррористической защищенности у Президента РФ Дмитрия Медведева вице-премьер Дмитрий Козак. – Независимо от того, государственные ли это владельцы либо негосударственные, пользователи обязаны это предусмотреть». Таким образом, расходы на рамки лягут, по-видимому, на плечи собственника.
   Более того, аналогичные меры планируется принять и в отношении уже построенных объектов. Правительство подготовило соответствующие поправки к закону «О противодействии терроризму». После того как документ будет изменен, рамки будут введены не сразу, а поэтапно по всей стране.
   Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков уверен, что в таком деле «мы за ценой не постоим», но не факт, что выделенные деньги будут направлены по нужному адресу. «Блестящее решение, я просто аплодирую, – иронизирует эксперт. – Я бы еще возложил это на федеральный бюджет. Раз власть расписывается в неспособности справиться с преступностью и терроризмом, пусть тогда платит за это. Надо еще штат милиции увеличить до 3,5 миллиона и взять под охрану все объекты, где есть более 20 человек. Также ежи поставить, как в войну. А еще дирижабли, чтобы террористы не пролетели на дельтапланах».
   По мнению экспертов, настоящую выгоду от реализации такого решения могут получить только производители металлодетекторов. «Производители рамок могли только мечтать о таком решении», – добавил Геннадий Гудков. «Наверняка это будет пролоббировано в интересах поставщиков рамок. Покупки будут осуществляться по завышенным ценам», – уверен Владислав Иноземцев.
   Такой исход событий предвидит и Президент РФ, который попросил правительство проконтролировать этот вопрос. «Мы не должны давать на этом обогащаться всякого рода компаниям», – дал понять Дмитрий Медведев, отметив необходимость проверки потребительских качеств рамок, цены на которые, по словам главы государства, уже задраны так, что «мама не горюй».