11.02.2011 Государство вручную отрегулировало цены на бензин Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против трех нефтяных компаний за завышение цен на дизельное топливо и авиакеросин. Поводом для этого стало поручение премьера Владимира Путина, которое он дал в четверг. От слов до заведенных дел прошло менее суток. C октября 2010 года по конец января 2011-го зимнее дизельное топливо подорожало на 53%, а авиакеросин – более чем на 30%. Стоимость бензина поначалу росла медленнее, но с января и здесь начался заметный подъем – на 3–7,1%. «Не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна – извлечь необоснованную максимальную прибыль», – прозрачно предупредил премьер. Реакция нефтяников была стремительной. Уже вечером в среду ТНК-ВР сообщила, что снижает розничные цены на зимнее дизельное топливо на 1,2 руб. за литр. «Газпромнефть» в тот же день заявила о снижении крупно- и мелкооптовых цен на зимний «дизель» на 1,5 тыс. руб. за тонну. В розничной сети его стоимость снижается не менее чем на 1 руб. за литр. В «Роснефти» сообщили, что снизили цены еще 7 февраля, правда, не уточнили, на сколько. ЛУКОЙЛ, как рассказали в пресс-службе компании, снизил с четверга цены не только на дизельное топливо, но и на бензин на 1 тыс. руб. за тонну. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, у нас сложилась ненормальная ситуация, когда сначала монополии имеют возможность повышать стоимость нефтепродуктов, на сколько считают нужным, а затем государство без особых объяснений заставляет их возвращать цены назад. «Главный сдерживающий фактор роста цен – это конкуренция, которая у нас в целом по России есть, но по регионам отсутствует, – заметил г-н Сергиенко. – Рынка, где все действовало бы по рыночным же правилам, у нас нет. Есть монополия, которой можно управлять только командой. Сама инфраструктура требует введения госрегулирования цен, однако государству оно невыгодно. Вот тогда и находится такой непонятный механизм: не понравились власти цены – снижай без разговоров». |