25.01.2011  Санкт-Петербург: малый бизнес потерял за год 40% доходов

   Доходы предприятий малого бизнеса, представляющих розничную торговлю Северной столицы, упали за 2010 год на 40%. Такую статистику в Законодательном собрании озвучила Яна Боровицкая, председатель экспертного совета Союза предпринимателей Санкт-Петербурга. С этими цифрами согласен Алексей Третьяков, глава городской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
   – Базовая причина одна: власть не любит малый бизнес, – рассказывает он. – Самый сильный удар наносят именно по потребительскому рынку, то есть рынку товаров и услуг. Во-первых, сами предприятия постепенно вытесняются из города. Во-вторых, в условиях кризиса перепроизводства исчезает канал сбыта для тех производителей, которые в торговые сети сунуться просто не могут.
   Вторая глобальная причина заключается в том, что мягко называют «административными барьерами», отмечает эксперт.
   – Начиная от варварской системы присоединения к электросетям, в рамках которой бизнес вынужден платить по две тысячи долларов, роста тарифов на аренду и услуги естественных монополий и заканчивая сложностями с арендой земельных участков, – говорит Алексей Третьяков. – Сейчас наметилась новая тенденция: земельные участки собирают в крупные лоты, которые, конечно, не по карману малому бизнесу.
   Одной из причин провала по доходам в 2010 году, по словам Яны Боровицкой, являлось нарушение конкурентной среды. Оптовики поделили территорию и устанавливают свои цены, утверждает она.
   – Дело в другом, – парирует Алексей Третьяков. – Я общался с представителями крупных пищевых предприятий. У нас существует разница между оптовыми ценами для торговых сетей и малого бизнеса. Причин несколько. Во-первых, с учетом монопольного положения торговых сетей в Петербурге, которые занимают 84% торговли, они требуют себе эксклюзивных условий у производителей. Те не могут им отказать, иначе потеряют рынок сбыта, и не могут больше никому дать такую цену. Во-вторых, зачастую сетям товары выставляют практически на уровне себестоимости. То, что недобирают с сетей, берут с малого бизнеса. Условно говоря, если цена для сетей 1 рубль, то для малых предпринимателей – 1,5.
   Впрочем, в 2011 году малому бизнесу лучше не станет. Повышение социальных выплат до 34% с нынешним 26-ти до упора усложнит выживание малого бизнеса, часть которого может простой уйти в тень.