19.01.2011 На предновогодний шопинг россияне потратили на 18% больше, чем в прошлом году Известно, что декабрь месяц во многих странах, и в России – особенно, является «ударным» с точки зрения роста доходов и расходов потребителей. Завершение года, закрытие контрактов, сдача объектов, начисление премиальных, подготовка к праздничной неделе стимулирует рост расходов и потребления. Не стал исключением и декабрь 2010-го года. По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2010-го года оказались на 18% выше, чем в декабре 2009-го года. К ноябрю 2010-го рост расходов составил 21%. В прошлом году аналогичный рост был куда скромнее – 15%. А вот в 2008-м – такой же – плюс 21% к ноябрю. А по сравнению с январем 2008-го года повседневные расходы россиян выросли в 2,5 раза. Существенный вклад в рост номинальных расходов внесла инфляция, которая составила от 9% (декабрь 2010 к декабрю 2009) по официальным данным, и до 12-15% по альтернативным оценкам. Но даже с учетом инфляции возможно, говорить о росте реальных расходов потребителей на повседневные покупки в декабре на 3-8%. Напомним, что в течение осени 2010-го года рост реальных потребительских расходов (с учетом инфляции) оценивался всего в 1-3%, а на протяжении почти всего лета наблюдалось их сокращение в диапазоне от 5 до 10%. В пользу тезиса о восстановлении потребительской уверенности говорит и тот факт, что основной вклад (76%) в увеличение расходов в декабре внес такой фактор как увеличение размера среднего чека. В то время как увеличение частоты посещения торговых точек и увеличение количества мест совершения покупок оказалось незначительным. Летом наблюдалась обратная ситуация. Размер среднего чека в декабре 2010 г. вырос по сравнению с ноябрем того же года на 16%, по сравнению с минимальным значением, зафиксированным в июле 2010 г. – почти на 40%, а по сравнению с январем 2008 г. – более чем в два раза. Самые высокие показатели декабрьского роста, как обычно, были зафиксированы в Москве (+ 26% к ноябрю). В городах-миллионниках рост составил 16-22%, в полумиллионниках - 16-20%. Впрочем, надо отметить, что в течение всего года картина роста/снижения потребительской активности была достаточно синхронной по городам различного типа. То же самое касается и динамики расходов различных доходных групп – общая синхронность роста/снижения в течение года с незначительными расхождениями по отдельным месяцам. Так в декабре 2010 г. расходы группы «средняя+» возросли на 24% к ноябрю, в то время как расходы группы «средняя–» - только на 14%. А у средней доходной группы – как раз на 21%. Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в декабре 2010 г., как и в предыдущие три месяца, оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%. |