18.01.2011  Структура российского экспорта не меняется

   По предварительным данным таможенной статистики, импорт в Россию товаров из стран дальнего зарубежья в 2010 году составил 197 млрд 330 млн долларов и по сравнению с 2009 годом увеличился на 35,6%. ЦБ, в свою очередь, уже подсчитал, что экспорт за прошлый год вырос на 31,2% – до 398 млрд долларов. Однако положительное сальдо без малого в 150 млрд «зеленых» экспертов не радует, поскольку структура нашей внешней торговли не меняется вопреки разговорам о модернизации.
   Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья в январе–ноябре 2010 года (у ФТС это последние данные) составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в нашей товарной структуре набрал 70,6% (в январе–ноябре 2009-го – 69,7%). А в товарной структуре импорта из этих же стран лидируют машины и оборудование, на которые приходилось 46,6%.
   «В улучшении количественных показателей нашего импорта-экспорта лежит только повышение спроса и цен на нефть и углеводороды. И, к сожалению, на ближайшее будущее эта зависимость останется, – рассказал профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. – Мы ни на йоту не приблизились к целям, поставленным президентом Дмитрием Медведевым еще в 2009 году, когда он говорил о необходимости скорейшего перехода к модернизации и смене структуры внешней торговли. И мы продолжаем зависеть от конъюнктуры мирового рынка не только по нефти. По газу ситуация складывается совсем не в нашу пользу – в мире исключена старая привязка стоимости газа к цене на нефть. И мы вынуждены были пойти в прошлом году на уступки в газовых контрактах всем европейским партнерам».
   Отсюда, отмечает ученый, вывод: наша экономика будет благополучной только в случае роста цен на углеводороды. В противном случае нам больше нечего будет предложить зарубежным партнерам, а значит, не на что закупить столь необходимые машины и оборудование.
   А.Портанский также отмечает, что деловой климат в стране не улучшился, а ухудшился. «Наши места в рейтингах конкурентности и коррупции говорят о том, что в России нельзя успешно и честно вести дела. Бизнес здесь не может развиваться, и бегство капитала усилилось», – констатирует ученый.