27.12.2010  «Налог на болванки» все-таки введен

   Под занавес уходящего года в России появилась новая традиция – собирать налог с мультимедийных товаров и цифровых носителей. Cборы осуществляются в рамках так называемого «налога на болванки», когда 1% от стоимости каждой проданной единицы цифровой техники (а также флешек, CD, DVD и т.п.) направляется в Российский союз правообладателей (РСП), учрежденный Никитой Михалковым.
   А далее собранные средства михалковский союз должен распределить среди авторов музыки и создателей кинофильмов, поскольку именно их произведения наиболее часто используются незаконно – выкладываются в Интернете, тиражируются пиратскими копиями, проигрываются на дискотеках и в клубах.
   Фактически налог вводился для того, чтобы частично компенсировать убытки тех, кто пострадал от пиратов. Однако «узаконенная традиция» приживается пока не очень успешно. Компании NOKIA и Samsung, получив письмо с просьбой начать отчисления в размере 1%, озадачились вопросом: почему этот процент надо высчитывать не от стоимости собственно носителя (карты памяти телефона или компьютера), а от цены всего устройства?
   Немало вопросов деятельность РСП вызывает и в среде самих авторов. Многие авторы просто не знают о своем праве на компенсацию, а некоторые не вступают в РСП по идейным соображениям.
   «Решение проблемы авторского права должно начинаться с борьбы с пиратством, а не с повышения цен для потребителя, считает музыкант Евгений Хавтан «Почему этот налог должен ударить по всем? Думаю, далеко не все люди покупают «болванки», чтобы скачать на них пиратский контент. Кто-то покупает продукцию для работы или, например, чтобы записать на диск свой семейный фотоальбом. Почему за это нужны дополнительные сборы? У меня складывается ощущение, что это некая форма рэкета со стороны государства», - говорит артист.
   В РСП уверяют, что подобные сборы – это вынужденная мера, и ссылаются на европейский опыт, где такие отчисления существуют уже много лет и составляют 4–8%. Напомним, все страны Евросоюза (за исключением Люксембурга) ввели авторские сборы еще полвека назад, едва появились магнитофоны с функцией звукозаписи.
   Не миновал этот налог и США, где действуют сразу три собирающих организации: Alliance of Artists and Recording Companies – для артистов и правообладателей, ASCAP/BMI/SESAC – для авторов и Harry Fox Agency – для издателей. Разве что в Австралии такой налог был признан неконституционным и отменен.
   Для борьбы с пиратством Франция намерена ввести уголовную ответственность за интернет-воровство. Но у страны есть моральное право это сделать – в одном только Париже порядка сотни артхаусных кинотеатров, где всякий желающий может посмотреть хорошее авторское кино. В Москве таких кинотеатров три, и репертуар их чрезвычайно узок. Развитые страны, такие как США, Британия, Германия, Испания, параллельно с неизбежной коммерческой рекламой блокбастеров пытаются развить у людей и вкус к хорошему кино, давая возможность выбора. В России же тот, кому уже плохо от бессмысленности на экранах кинотеатров и телевизоров, вынужден обращаться к пиратам, ибо законным путем посмотреть хорошее некоммерческое кино очень трудно.
   В стране нужно первым делом развивать прокат качественных картин, дать возможность зрителям в глубинке видеть фестивальное кино как российских, так и зарубежных авторов, снизить цены на лицензионные диски, а только после этого собирать налоги с болванок и цифровой техники. Об этом неоднократно заявляли эксперты, когда постановление о деятельности РСП находилось еще на стадии обсуждения. Об этом говорится и сегодня на сайте «Стоп РСП», где посетителям предлагается поставить подпись против введенного налога (на нынешний день собрано 11 234 голоса).
   И все же, несмотря на многочисленные протесты общественности, непрекращающиеся возмущения блоггеров и целый ряд митингов, никто из официальных лиц не подверг сомнению новую традицию. Напротив, во властных структурах неоднократно подчеркивалось, что для России введение «налога на болванки» – необходимое условие, поскольку для вступления в ВТО страна должна победить пиратство по всем фронтам.
   Осенью сообщалось, что из всех собранных средств 25% пойдет на содержание самой организации, 60% – на фонды по развитию кинематографа и 15% распределятся среди авторов. Однако после целого ряда публикаций в СМИ представители РСП на пресс-конференциях и в документах называют сегодня иные цифры: 15% – на содержание организации и 85% – авторам (причем обещают максимальную прозрачность и ежегодные отчеты в открытом доступе).
   Первые отчисления авторы получат в начале 2011 года. Однако эксперты считают, что расчеты компенсаций для авторов, пострадавших от пиратства, будут весьма приблизительны, поскольку невозможно с точностью установить, как много фильмов скачали пираты и каким тиражом выпустили.
   Как будет производиться расчет? Представители РСП сообщают, что в основу лягут объемы розничных продаж на всех носителях, численность кассовых сборов в кинотеатрах и аудитории телеканалов, национальные рейтинги. Неконтролируемое копирование будет рассчитываться пропорционально этим показателям: мол, что больше всего покупают или смотрят в кинотеатре, то и скачивают чаще.
   «Я с такими расчетами не согласен, – говорит Евгений Хавтан. – Мы живем в анонимной стране. Мы не знаем реальных тиражей, реальных продаж. Ни одна компания, которая производит пластинки, официально не дает данных о тиражах, чего уж говорить о пиратах! Существует мировая практика борьбы с пиратством. Это судебно-исполнительная система, юристы, адвокаты, которые занимаются этими вопросами. Думаю, для начала в России нужно наладить судебную систему, чтобы человек отвечал по закону, чтобы были иски, чтобы человека, который занимается пиратством, можно было найти».
   По самым скромным подсчетам, величина собранных налогов составит 100 млн долларов в год. Эта сумма будет формироваться за счет производителей цифровой техники и рядовых покупателей. Вслед за «налогом на болванки» Министерство культуры предлагает ввести налоги на ту часть товаров, благодаря которым незаконно тиражируется печатная продукция, и в первую очередь книги.
   «Писатели теряют деньги из-за того, что пользователи копируют их книги в личных целях, а потом переводят их в электронную форму с помощью копиров, сканеров, принтеров, ридеров и прочих электронных носителей информации, – сказала замминистра культуры РФ Екатерина Чуковская. – Все эти устройства кто-то собирает и продает, а значит, не по своей воле способствует развитию пиратства. Поэтому нужен налог и в этой сфере».
   Если предложение Екатерины Чуковской будет одобрено, то в наступающем году РСП будет собирать налоги с копировальной техники, а также с интернет-сайтов.
   Кроме того, в начале года будет рассматриваться и предложение депутатов Госдумы, которые выступили с инициативой обложить налогом в 2% доходы от интернет-услуг, которые получают провайдеры и мобильные операторы, ведь эти «услуги» тоже способствуют развитию пиратства.