24.12.2010  В 2011 году программа стимулирования спроса на автомобили будет продолжена

   В 2011 году правительство продолжит программу стимулирования спроса на автомобили. На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд рублей, в том числе на утилизацию – 13,5 млрд руб., на программу льготного кредитования – 2,8 млрд руб. и ещё 1 млрд руб. на перевозку автомобилей на Дальний Восток и произведённых там – в другие регионы страны.
   Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе совещания по вопросу реализации стратегии развития автомобильной промышленности России до 2020 года.
   Он отметил, что в ходе встреч в регионах неоднократно звучал вопрос о расширении программы утилизации с тем, чтобы распространить её действие на грузовые автомобили и автобусы. «Мы с вами знаем, что это не одно и то же: программа утилизации легковой автомобильной техники и грузовой (автобусов). Но, имея в виду успешность программы, связанной с утилизацией легковых автомобилей, можно было бы подумать о различных схемах поддержки и продажи грузовиков, автобусов. Именно подумать!» - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.
   Он дал поручения Мипромторгу РФ, Минфину РФ и Минэкономразвития РФ сформулировать эти предложения и представить их в I квартале 2011 года.
   Оценивая общее состояние российского автопрома, В.Путин отметил, что отрасль действительно восстанавливается, и уже есть возможность переходить от оперативного антикризисного реагирования к постановке системных, долгосрочных задач, связанных с привлечением инвестиций, с технологической модернизацией.
   Премьер-министр напомнил, что только на автосборочных конвейерах в РФ занято порядка 600 тыс. человек, ещё около 3 млн – на смежных производствах. «Мы должны сделать всё, чтобы эта отрасль последовательно развивалась, обеспечивала потребности внутреннего рынка, генерировала новые рабочие места и заказы для металлургов, других отраслей производства, а главное – сохранила и укрепила свою конкурентоспособность, в том числе с учётом предстоящего вступления в ВТО», - подчеркнул он.
   Премьер-министр отметил, что зарубежные автомобильные концерны всё активнее осваивают российский рынок. «Их предприятия в России по факту стали неотъемлемой частью отечественного автопрома. Уже сегодня они производят каждую вторую легковую машину, собираемую в нашей стране», - сказал В.Путин.
   На базе зарубежных инвестиций и технологий успешно развиваются три новых крупных автомобильных кластера в России – в Тольятти, Калуге, Петербурге. «Практически каждый год – хочу это подчеркнуть: практически каждый год! – мы открываем новый автомобильный завод, причём такой завод, который выпускает автомобили самых известных мировых брендов», - заявил премьер-министр.
   Он сообщил, что в партнёрстве с «Рено-Ниссан» подготовлена масштабная программа технического обновления АвтоВАЗа. 17 декабря Сбербанк, АвтоВАЗ и госкорпорация «Ростехнологии» подписали меморандум о взаимопонимании, цель которого – совместная реализация проекта по долгосрочному развитию и модернизации еще одного автомобильного предприятия – «ИжАвто». «В результате на площадке «ИжАвто» уже в 2011 году может быть выпущено порядка 126 тыс. автомобилей, причём половину из них составят автомобили таких брендов, как «Рено» и «Нисан», отметил В.Путин.
   Он подчеркнул, что даже в сложный, кризисный период практически ни один крупный проект в автопроме не был свёрнут.
   «Хорошо помню дискуссию по ГАЗу, когда на полном серьёзе, я бы сказал, даже очень настойчиво звучали призывы и даже требования провести санацию, а точнее, обанкротить предприятие. И сегодняшнее состояние ГАЗа показывает, что решение о поддержке ГАЗа было правильным», - заявил глава правительства.
   По его оценке, господдержка автомобильной отрасли была своевременной и эффективной. «В 2010 году на стимулирование внутреннего спроса было израсходовано более 44 млрд рублей. Имею в виду стимулирование спроса, утилизацию, субсидирование кредитных ставок, госгарантии для отдельных предприятий, закупки автомобильной техники для государственных нужд и так далее. 13 млрд было направлено по программе утилизации и льготного кредитования», - перечислил В.Путин.
   Ещё 30 млрд рублей было направлено на приобретение автомобильной и дорожно-строительной техники для нужд федеральных и региональных органов власти. Кроме того, осуществлялось субсидирование железнодорожных перевозок российских автомобилей на Дальний Восток, а также автомобилей, собранных на Дальнем Востоке, в другие регионы страны. На эти цели было направлено еще 1,1 млрд рублей.
   В результате, подытожил В.Путин, производство автомобилей в текущем году выросло почти в 2 раза.За 11 месяцев 2010 года было произведено более 1,2 млн автомобилей, а за весь 2009 год – 723 тыс.
   По его словам, растут и продажи автомобилей, причём во всех сегментах – легковых автомобилей, лёгких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов. В среднем рост продаж новой автомобильной техники составил 30%.
   Легковых автомобилей продано больше чем в прошлом году на 330 тыс., лёгких коммерческих автомобилей – на 38 тыс. больше, грузовиков – на 40 тыс., автобусов – на 3 тыс., сообщил В.Путин.
   «По мнению экспертов, такой устойчивый рост сохранится и в следующем году. И тем не менее мы посчитали необходимым «подставить плечо» рынку – в ближайшее время создать страховочный резерв на период полного восстановления спроса», - отметил он.
   Обратившись к представителям министерств и ведомств, В.Путин напомнил, что сейчас инвесторы и крупные автопроизводители, учитывая благоприятную конъюнктуру, намечают свои планы по развитию производства. «Мы должны дать чёткий ориентир, сформировать соответствующие правила на перспективу. Поэтому прошу ускорить принятие решения по применению режима промышленной сборки», - поручил он.
   «Режим промсборки был введён пять лет назад. В качестве условия выдвигалось требование создать производственные мощности для выпуска не менее 25 тыс. автомобилей. В современных условиях этот потолок, конечно, нужно поднимать», - считает В.Путин.
   Он подчеркнул, что Россия заинтересована в создании действительно крупных, современных производств с высоким уровнем локализации, собственными инжиниринговыми центрами.
   «Ясно, что при 25 тыс. автомобилей в год, при таком производстве локализация просто экономически нецелесообразна и невыгодна, и никто ею заниматься не будет», - отметил глава правительства.
   Вместе с тем премьер-министр подчеркнул, что изменения режима промышленной сборки не коснутся ранее заключённых соглашений. Все созданные предприятия продолжают и будут продолжать работать на прежних условиях.
   Во время кризиса многие предприятия автомобильной промышленности получили кредиты, в том числе с предоставлением государственных гарантий. Средства в основном пошли на финансовую стабилизацию автозаводов, на пополнение оборотных средств. Естественно, что обслуживание этих кредитов требует определённых затрат, предприятия вынуждены отвлекать финансовые ресурсы в ущерб программам развития, отметил премьер-министр. Поэтому в федеральном бюджете на 2011 правительство зарезервировало 6 млрд рублей на субсидирование процентной ставки для предприятий автопрома. Но эта преференция касается только так называемых инвестиционных кредитов, взятых на расширение и модернизацию производства.
   Премьер-министр предложил подумать над тем, чтобы распространить субсидирование процентной ставки и на те кредиты, которые были получены в период кризиса с использованием механизма госгарантий, то есть на кредиты, полученные в период кризиса.
   «Повторяю: 6,1 млрд у нас зарезервировано в бюджете, нужно внести соответствующие изменения в правила использования этих средств и предложить эту форму поддержки автопрому, включая и производителей комплектующих», - обратился он к членам правительства.