24.12.2010 Минздравсоцразвития: пособия в 2011 году не уменьшатся Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин и председатель Фонда социального страхования Сергей Афанасьев встретились с участниками пикета, посвященного изменениям в системе социального страхования, вступающими в силу с января 2011 года. Как сообщает пресс-служба Минздравсоцразвития РФ, по результатам беседы стало очевидно, что значительная часть негатива объясняется неверным прочтением норм закона. Одно из важных заблуждений состояло в том, что якобы ранее пособия рассчитывались из «реально отработанных дней так, чтобы в итоге получился среднедневной заработок», а теперь из расчета календарных дней. Но расчет на календарных днях существует в российском законодательстве с 2007 года, отмечается в пресс-релизе министерства. Выходные дни учитываются при исчислении пособий с 1 января 2007 года, поскольку с этой даты пособия выплачиваются не за рабочие, а за календарные дни, соответственно расчет пособия также осуществляется исходя из «стоимости» календарного дня. Федеральный закон № 343-ФЗ в этой части не содержит каких-либо изменений. Второе заблуждение касалось периодов, которые учитываются при расчете пособий. Порядок расчета пособий, который вводится с 1 января 2011 года, предусматривает включение в расчет дополнительных периодов. Будут учитываться не только периоды, когда работник фактически не работал, но и выплаты, начисленные работнику за эти периоды (например, оплата отпуска, сохранение среднего заработка за другие периоды в соответствии с законодательством). Ранее из расчетного периода для исчисления пособий исключались как сами такие периоды, так и соответствующие им выплаты. Таким образом, данные изменения не приведут к уменьшению размера пособия. Более того, при расчете среднего заработка будет включаться не только заработок у работодателя, назначающего пособие, но и других работодателей, у которых застрахованный работал в предыдущие календарные годы. Закон также содержит норму, направленную на защиту интересов женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом). Данная мера направлена, в первую очередь, на поддержку женщин, у которых наступает беременность в связи с рождением второго и последующих детей. Таким образом, реализация Федерального закона № 343-ФЗ не повлечет существенного изменения уровня страхового обеспечения для стабильно работающих граждан. По данным Фонда социального страхования в 2011 году средний размер пособия по беременности и родам составит 97% от него же в 2010 году. При этом необходимо отметить, что с 1 января 2010 года в связи с упразднением прямых ограничений максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и переходом на принцип исчисления указанных пособий из заработка, на который начисляются страховые взносы, размеры этих пособий были существенно увеличены: • пособие по беременности и родам - с 25 390 рублей до 34 583 рублей за полный календарный месяц; • ежемесячное пособие по уходу за ребенком - с 7 492 рублей до 13 833 рублей в месяц; • пособие по временной нетрудоспособности - с 18 720 рублей до 20 750 рублей (при страховом стаже до 5 лет), 27 666 рублей (при страховом стаже от 5 до 8 лет), 34 583 рублей (при страховом стаже 8 и более лет). Порядок исчисления пособий, действующий до 1 января 2011 года (из заработка за 12 календарных месяцев работы у последнего работодателя, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а в ситуации, когда застрахованное лицо занято у последнего работодателя меньший период, - за период фактической работы), по сути, ставил в равные условия, как граждан, за которых страховые взносы уплачивались длительное время и в необходимом объеме, так и тех, кто внес минимальный вклад в формирование страховых средств. Более того, такой порядок расчета пособий позволял довольно легко создавать ситуацию, при которой пособие назначается не в размере заработка, с которого ранее уплачивались страховые взносы, а в размере последнего более высокого заработка, установленного накануне наступления страхового случая. Такой перекос, по мнению Минздравсоцразвития, приводил к нарушению одного из основных принципов обязательного социального страхования – эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, формируемым за счет уплаты страховых взносов. |