20.12.2010 Региональные институты развития: возможности, проблемы и практика Обсуждению вопроса региональных институтов развития и проблеме повышения инвестиционной привлекательности регионов была посвящена пленарная дискуссия прошедшего 17 декабря в Москве VIII Российского регионального конгресса. Организатором конгресса – рейтинговым агентством «Эксперт РА» было проведено исследование российских институтов развития в региональном аспекте. Вывод исследования - в России на данном этапе представлен весь спектр институтов развития, совокупный капитал которых составил за 2009 год порядка 3% ВВП. Действующая система институтов включает в себя организации поддержки малого и среднего бизнеса, стимулирования экспорта и жилищного строительства, развитие передовых технологий и ориентированные на инвестиционное сотрудничество с международными партнерами. Но для действенного воздействия на структуру экономики существующая капитализация российских институтов развития должна быть доведена до уровня в 5-6% ВВП, при этом распределение средств должно определяться эффективностью конкретного института. В частности, отмечалось, что РосБР и АИЖК эффективно выполняют поставленные задачи. А вот отдача от крупных проектов - Роснано и Российской венчурной компании – практически незаметна в масштабах экономики. Поэтому для повышения качества работы институтов развития необходимо расширить масштабность деятельности более эффективных из них, наладить координацию их работы в целом, как на региональном так и федеральном уровнях. Как отмечает «Эксперт РА», наряду с федеральными структурами институтов развития инициативу начинают проявлять и комплексные инструменты экономического стимулирования, созданные региональными и муниципальными властями. Пока это единичные случаи. Но как показывает опыт Татарии и Липецкой области, большую роль в развитии экономики регионов может сыграть и такая форма стимулирования, как особые экономические зоны. Таким образом, становление региональных институтов развития дает новый стимул для развития региональных экономик и позволяет региональным властям более эффективно влиять на тенденции регионального развития. Этот опыт тем более важен потому, что кризис выявил чрезмерную зависимость ряда городов и территорий от состояния дел какой-то одной отрасли, а иногда и одного конкретного предприятия. Региональные институты развития позволяют эту зависимость, как минимум, ослабить. Согласно данным исследования, проведенного «Эксперт-РА», объем средств, которыми располагали институты развития регионального уровня на начало 2010 года, составлял порядка 83,25 млрд руб. Как отметил директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ Сергей Беляков, успешное решение проблемы привлечения инвестиций во многом зависит от инициативности региональной власти. В тех регионах, где заботятся о создании благоприятной бизнес-среды, где власти наряду с федеральными структурами институтов развития проявляют инициативу, создавая комплексные инструменты экономического стимулирования, процесс привлечения инвестиций идет более эффективно. По его словам, пока таких примеров немного – Ульяновская и Калужская область, однако их опыт необходимо анализировать и тиражировать. В частности, в Калужской области власти, создав при помощи ВЭБа индустриальный парк под конкретного инвестора - Volkswagen, в последствие тиражировали этот опыт, как результат - сегодня в регионе работает 6 таких парков, где наряду с производством автокомпонентов развиваются кластеры биотехнологий, фармацевтики, ядерной медицины. С. Беляков пояснил, что федеральные институты развития будут работать более скоординированно с региональными. «Мы ориентируем регионы на проявление собственных инициатив в поддержку бизнеса. В конечном счете любая трата средств на эти цели оборачивается ростом доходов в региональный бюджет. Поэтому сегодня стоит задача усилить конкуренцию регионов за привлечение инвестиций, стимулировать их на проведение активной политики по привлечению инвестиций», - пояснил он. С этой целью оценка эффективности деятельности губернаторов будет проводиться и по такому параметру, как объем привлеченных инвестиций. Сложнее, по мнению С. Белякова, оценивать эффективность программ регионов, направленных на улучшение инвестиционного климата. «Главное, чтобы регионы корректировали свою политику и предлагали программы не для отчета, в котором просто поставят очередную галочку. Финансовая поддержка будет предоставлена тем регионам, которые представят конкретные результаты улучшения инвестиционного климата и создания благоприятных условий для ведения предпринимательства», - пояснил представитель МЭР. Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Александр Карпов рассказал о том, как региональные институты развития могут стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Он считает, что у регионов есть потенциал для создания новых институтов развития. «В Москве поддержка МСБ - одно из приоритетных направлений. Наиболее эффективным способом поддержки бизнеса является создание механизма гарантирования кредитных обязательств. Гарантийный фонд содействия кредитованию – одна из развитых структур в Москве. С помощью фонда за 4 года работы привлечено $ 1млрд», - сообщил А. Карпов. По его словам, этот механизм будет и дальше развиваться в Москве - спрос на кредитные ресурсы обеспечивается в объеме 500 млрд рублей в год. При этом у бизнеса есть потенциал к освоению еще дополнительно 250 млрд рублей. Однако доступ к этим ресурсам закрыт. Поэтому дальнейший рост этого института развития объясняется потребностью бизнеса в кредитных ресурсах банков для модернизации старых и создания новых производств. В целом А. Карпов считает, что задача региональных институтов развития – обеспечить механизм, позволяющий увеличить срок получения кредитного ресурса с 36 месяцев до 7-9 лет. Еще один перспективный институт развития, по его оценкам, - это бизнес-инкубаторы и технопарки, так как наличие подобных структур позволяет снять риски для бизнеса на начальной стадии развития. Проблема только в том, что механизм софинансирования государства и частного бизнеса не отрегулирован при создании подобного рода структур. «Сегодня региональные бюджеты имеют право финансировать создание капитальных объектов, но, инвестируя в создание объекта недвижимости, регионы должны оформлять этот объект в собственность. А такой подход препятствует привлечению частного капитала в создание подобных структур. Один из вариантов решения этой проблемы – создание инвестиционных агентств. В этом случае регион будет создавать юридическое лицо, которое будет выступать в роли соинвестора с частным капиталом», - пояснил А. Карпов. Он напомнил, что поддержка МЭР для всех регионов в создании инфраструктуры поддержки МСБ составляет 24 млрд рублей в год в виде прямых субсидий. Это очень существенный стимул для развития регионов. В заключение А. Карпов подчеркнул, что наиболее эффективный способ поддержки МСБ в регионе – не прямая раздача денег, а создание институтов развития и необходимой инфраструктуры, обеспечивающих диверсификацию предпринимательского риска. |