13.12.2010  Туроператоры и Роспотребнадзор продолжают битву за кошельки туристов

   Конфликт между туроператорами и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по поводу того, должны ли турфирмы возвращать полную стоимость тура тем, кто передумал ехать в Египет, продолжается.
   10 декабря Ассоциация туроператоров России (АТОР) опубликовала на своем официальном сайте заявление по поводу выдвинутого главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко требования, чтобы туристические компании, в случае отказов туристов от отдыха в Египте, возвращали им полную стоимость аннулированных туров.
   АТОР полагает, что наряду с участниками среднего и малого бизнеса, представителями которого являются туристичкеские компании, финансовую ответственность должны разделить авиакомпании, хотельеры и другие поставщики услуг, из которых формируется турпакет.
   «Однако на сегодняшний день авиакомпании и хотельеры не собираются возвращать полученные ими денежные средства, предпочитая ссылаться на «драконовские» условия договора между ними и туроператором, - говорится в сообщении АТОР. - Между тем известно, что из совокупной стоимости турпакета не более 10% приходится на долю туроператора. Таким образом, туроператору, решившему исполнить рекомендацию главы Роспотребнадзора, придется отдавать туристу денежные средства из оборота, предназначенного для оплаты отдыха других туристов».
   По мнению АТОР, это может привести к банкротству многих туроператоров, в результате чего могут пострадать потребители, собиравшиеся отдохнуть в других странах.
   «Мы считаем, что исполнение рекомендаций Роспотребнадзора возможно только в ситуации, когда аналогичные требование будут выдвинуты к поставщикам услуг, из которых туроператор формирует турпродукт», - говорится в заявлении. Так, по мнению АТОР, следует обязать авиакомпании, отели Египта и страховые компании, предоставившие медицинскую страховку, сразу же, по получении от туроператора аннуляции тура в Шарм-эль-Шейх, возвращать денежные средства, уплаченные по данной заявке.
   «Сделать это могут только федеральные органы власти. Коммерческие организации решить такой вопрос в одиночку не имеют возможности», - подчеркивается в сообщении.
   «Оператор берет на себя лишь обязательства приобрести авиабилет и проживание в заказанной гостинице в выбранные туристом даты. Поэтому, чтобы дать россиянам возможность отказаться от выкупленной путевки без материальных потерь, вести разговор необходимо не только с организатором тура, но и со всеми участниками его формирования», - считает АТОР.
   Пресс-служба Роспотребнадзора, в свою очередь, опубликовала ответное сообщение, где заявление АТОР, а также комментариев со стороны исполнительного директора АТОР М.Ломидзе, охарактеризованы как «безответственные, вводящие в заблуждение, непрофессиональные рассуждения, призванные любым путем минимизировать реальный уровень ответственности туроператоров перед туристами».
   В сообщении Роспотребнадзора вновь подчеркивается, что, в соответствии со статьей 14 «Обеспечение безопасности туризма» Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».
   Этой же нормой закреплено, что «при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».
   При этом согласно определению туристского продукта - это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».
   Именно комплексность предмета договора и его единая цена в силу законодательно установленных положений отличают туристскую деятельность от просто посреднических услуг по приобретению билетов, заказу гостиницы и т.п., что не могут не знать лица, претендующие на выражение мнения соответствующего профессионального туроператорского сообщества, подчеркивается в сообщении Роспотребнадзора.
   Таким образом, по мнению Роспотребнадзора, положения закона вполне определенно свидетельствуют о том, что обязанность по возврату соответствующих денежных средств в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжение договора лежит исключительно на туроператоре (турагенте) как стороне договора о реализации туристского продукта.
   «При этом для исполнения законодательно возложенной на них в этой связи обязанности, обремененной конкретной правовой нормой, ничьих рекомендаций не требуется», - подчеркивает Роспотребнадзор.