10.12.2010  Потребительского бума в 2011 году не будет

   В мировой розничной торговле, которая демонстрирует оживление в текущем году после спада в 2009 году, сохраняются риски, связанные со стагнацией в экономике, высоким уровнем безработицы и сжатым спросом. По оценке международной организации Grant Thornton International, из-за низких доходов населения и общей неуверенности ритейлеры отложат инвестиции в развитие бизнеса за пределы 2011 года и сосредоточатся на оптимизации издержек и борьбе за доверие потребителей.
   Международное исследование Grant Thornton International показало рост оптимизма в розничном секторе: +31% оптимистически настроенных компаний в 2010 году по сравнению с -20% в 2009 году. Это выше, чем уровень оптимизма в среднем по 10 отраслям экономики: +24% в текущем году против -16% годом ранее.
   Число ритейлеров, ожидающих роста занятости, выросло до +20%.
   Ожидания доходов в секторе также возросли (+44%) по сравнению с 2009 годом (-3%), однако они существенно ниже докризисного уровня (+70% в 2007 и +65% в 2008 году).
   “Торговые фирмы останутся осторожными. Много людей в США лишились работы, и пройдет еще немало времени, прежде чем занятость восстановится. Высокий уровень безработицы будет влиять на спрос в розничной торговле», - отмечает Марк Валер (Mark Wuller), управляющий партнер Grant Thornton в США.
   Согласно опросам, сжатие спроса является главным препятствием для развития бизнеса для 39% ритейлеров, 29% их них отмечают сложности в привлечении финансовых ресурсов. В то же время 68% опрошенных удовлетворены уровнем поддержки со стороны кредиторов.
   Исследование показало снижение активности ритейлеров в сфере слияний и поглощений: только 30% компаний планируют такие сделки против 43% в 2009 году.
   Одна треть фирм в розничном секторе указывают на уменьшение складских запасов, другая треть говорит о неизменном уровне запасов и лишь 21% компаний сообщает об увеличении товарных запасов.
   За истекший год две трети (67%) компаний в розничном секторе добивались снижения издержек через оптимизацию оборотного капитала, повышение рентабельности магазинов, снижение арендной платы и налоговых платежей, а также за счет поиска поставщиков с более выгодными отпускными ценами.
   Отмечая, что 2011 год будет трудным для сектора розничных продаж, эксперты констатируют, что падение цен на аренду недвижимости может облегчить доступ сетей на новые рынки.
   Главными рисками остаются отставание роста заработной платы от потребительской инфляции, повышение процентных ставок и прекращение мер по стимулированию экономики.
   В этих условиях супермаркеты и дискаунтеры продолжат увеличивать долю на рынке за счет фирм среднего размера.
   В следующем году большинство компаний сосредоточатся на выживании, снижении затрат и повышении эффективности. Ритейлеры отложат большие инвестиции до лучших времен. Отдельные компании будут покупать более слабых конкурентов, так как цены сделок сейчас ниже, чем во времена потребительского бума.
   Grant Thornton International ежегодно проводит Международное исследование бизнеса (IBR) путем опроса 7400 бизнесменов в 36 странах.
   В розничном секторе было опрошено 1130 владельцев фирм, 35% из которых относятся к розничной торговле (кроме автомашин и мотоциклов), 23% - к оптовой и розничной торговле и ремонту автомашин и мотоциклов, 42% - другие фирмы.