03.12.2010  Москва: большинство туалетов работает нелегально

   На этой неделе столичным управам было дано поручение провести инвентаризацию туалетных кабинок. Там, где в них нет необходимости, уборные снесут. Если переносной туалет был демонтирован без особой на то необходимости, его вернут обратно. Такое распоряжение было отдано «задним числом», уже после того, как в центре Москвы снесли десятки «синих кабинок», поскольку те якобы мешали горожанам.
   Владельцы туалетов понесли серьезные убытки: демонтаж трехсекционного модуля стоит 7 000 рублей, а новые кабинки обойдутся в 250 тысяч. И это не считая времени, затраченного на получение нового разрешения. Гендиректор Российского туалетного объединения Владимир Моксунов сообщил, что в готовящемся типовом проекте размещения киосков в Москве туалеты не учтены, поэтому объединение готовит обращение к Сергею Собянину с просьбой исправить ситуацию.
   Отсутствие единой централизованной системы развязывает руки разного рода нелегалам. Так, год назад у станций метро «Чистые пруды» и «Арбатская», а также на Манежной площади появились туалеты-обманки. Несмотря на то, что на них красовалась надпись «Услуга предоставляется бесплатно», деньги за посещение требовали со всех, кроме инвалидов. < Только на территории ЦАО за прошлый год было обнаружено почти 300 нелегально установленных и не зарегистрированных кабинок.
   По словам участников «туалетного» бизнеса, из 10 тыс. операторов кабин только 15 компаний работают легально. Остальные завлекают посетителей низкими ценами (налоги-то платить не надо), но обеспечить достаточный уровень безопасности не могут.
   В отличие от «синих кабинок» стационарные туалеты никто сносить не собирается, напротив, сеть будут развивать. Правда, темп нельзя назвать быстрым – в 2011 году на многомиллионный город будет построен только один «капитальный» ватерклозет. При этом на строительство и реконструкцию уборных планируется выделить 187,7 млн рублей. Несоответствие средств и результата чиновники объясняют высокими ценами: в зависимости от площади и расположения подземных коммуникаций стоимость строительства туалета может доходить до 20–30 млн рублей.
   Проблема не только в нехватке средств, но и места. Депутаты Мосгордумы констатировали, что «капитальные» туалеты распределены неравномерно, а в ряде округов и вовсе отсутствуют. За последние годы многие общественные туалеты в центре города были выкуплены и перепрофилированы под ломбарды и торговые точки.
   Оставшиеся стационарные туалеты еле-еле могут принять всех желающих. Нарекания горожан вызывает и неудобный режим работы таких заведений: круглосуточно открытых туалетов в Москве насчитывается меньше десятка. Также москвичи жалуются, что общественные туалеты мало приспособлены под нужды инвалидов и семей с детьми. Кроме того, обилие рекламы мешает разглядеть указатели к туалетам.
   Раз на московских улицах туалеты строить негде, их можно запихнуть под землю, решили предприниматели и подготовили соответствующее обращение к правительству Москвы. Документ предусматривает организацию сети кабинок без запаха в столичном метро. Однако начальник метрополитена Дмитрий Гаев настроен категорически против этой инициативы. Построить достаточное количество комфортных и безопасных туалетов, чтобы они не превратились в излюбленное место для ночевки бомжей, просто невозможно, полагают в организации. Сейчас подземные туалеты доступны только для сотрудников метро.
   Логично, что в таких условиях москвичи выбирают отапливаемую, чистую и допоздна работающую альтернативу: туалеты на предприятиях общественного питания и в торговых центрах. По распоряжению столичной мэрии, объекты, расположенные в туристско-рекреационной зоне «Золотое кольцо Москвы», должны обеспечить всем желающим доступ к туалетам. Однако большинство кафе если и пускают в туалеты, то делают это из жалости, а не по приказу. Аналогичная ситуация в книжных магазинах. А в банках этого вообще не предусмотрено.
   В туалеты большинства московских вокзалов бесплатно пускают только людей с действительным проездным билетом и льготников. Остальные платят стандартную таксу – 20 рублей.
   В торговых центрах в туалет обычно также пускают за деньги. По словам юристов, торговый комплекс по санитарным и техническим нормам должен иметь туалеты, но порядок их эксплуатации и функционирования определяется исключительно собственниками организации.
   Сейчас в Москве одна уборная приходится на 7000 жителей, не считая туристов. «Вместо того чтобы строить новые уборные, городские власти перекладывают это решение на предпринимателей, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Раз идет такая дополнительная нагрузка на бизнесменов, тогда и органы власти должны открыть двери туалетов для всех желающих».