29.11.2010  Существующие законы препятствуют развитию инновационного малого бизнеса

   В законодательной базе ещё сохраняется достаточно препятствий, которые не позволяют быстро и эффективно осваивать новейшие технологии как малым предприятиям, так и крупным холдингам. Об этом заявил Президент РФ Дмитрий Медведев, открывая сегодня заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, посвящённое вопросам нормативно-правого регулирования инновационной деятельности в России.
   «Такие барьеры существуют и в ведомственных документах, и в инструкциях, в иных подзаконных актах, да и в актах правительства, в постановлениях правительства», - цитирует слова Д.Медведева пресс-служба Кремля. Он отметил, что в конечном счёте всё это негативно сказывается на инвестиционном климате и заинтересованности бизнеса в развитии инноваций: «российский и иностранный бизнес не проявляет заинтересованности к инновациям, которую мы ожидали».
   В качестве примера Д.Медведев привел недавно принятый закон, позволяющий научным и образовательным учреждениям создавать малые предприятия для внедрения своих разработок. «Но вузы и иные научные учреждения не вправе без проведения аукционов и конкурсов предоставлять в аренду этим малым предприятиям помещения и оборудование, - отметил президент. - На них распространяется просто общий порядок, который существует в этом случае. К чему это приводит? Понятно, что, во-первых, это требует проведения достаточно сложных процедур. И, во-вторых, если придёт кто-то, что называется, с улицы, то у того малого предприятия, которое создано самим университетом, есть все шансы ему проиграть, несмотря на то что целью проведения этого конкурса было наделение имуществом, оборудованием созданного малого предприятия». «Это очень странно смотрится», - подчеркнул Д.Медведев.
   Кроме того, отметил он, на такие малые предприятия пока не распространяется и упрощённая система налогообложения. Д.Медведев добавил, что данная норма предусмотрена в специальном законе, который уже сейчас будет направлен на подписание.
   Пример с малыми предприятиям при вузах, по мнению президента, «ясным образом показывает, какие недостатки в законодательстве могут остановить решение подчас очень серьёзных вопросов».
   «Задача сегодня – добиться кардинальных институциональных перемен, которые невозможны без создания соответствующей системы стимулов, прежде всего законодательных», - считает глава государства.
   Дмитрий Медведев обозначил ряд проблем существующей нормативной базы. Уточнения, в частности, требует законодательство о госзакупках, валютном регулировании и валютном контроле, техническом регулировании, а также миграционное законодательство.
   Президент отметил, что за 5 лет действия закона о государственных закупках в него было внесено 19 пакетов поправок, «однако проблемы остаются, и этот закон сегодня не ругает разве что ленивый».
   «Положительный эффект, который достигается при закупках простых и типовых товаров, существенно перекрывается потерями, которые возникают от приобретения инновационной, технически сложной, уникальной продукции, - заявил он. - По оценкам экспертов, до реформирования системы госзакупок о так называемых откатах в этой сфере говорила приблизительно треть предприятий, а через четыре года – уже практически половина».
   По мнению Д.Медведева, этот закон нуждается в серьёзной корректировке.
   Президент отметил два момента, которые прямо влияют на закупку инновационной техники и разработок.
   «Во-первых, есть товары длительного пользования – те, на которые эксплуатационные расходы сравнимы или даже больше цены приобретения, - пояснил он. - Заниженная цена приобретения – это заведомо некачественный товар, его приходится закупать снова и снова, практически каждый год, ну а заказчик будет всегда иметь оправдание, что он всё делал по закону». «Полагаю, что закупка таких товаров должна осуществляться с учётом стоимости их эксплуатации», - заявил Д.Медведев.
   Во-вторых, отметил он, есть сложные комплексные проекты. В начальный период их реализации крайне трудно сформулировать все потребности в государственных закупках и вписаться в те процедуры, которые сейчас предусмотрены законом. Поэтому, по мнению Д.Медведева, необходимо ввести в практику государственных закупок специальные процедуры, которые должны учитывать специфику инновационной продукции. «Без этого не обойтись. Она не укладывается в общие рамки. Это другая продукция, отличная от стандартной продукции», - подчеркнул он.
   Кроме того, по мнению Д.Медведева, необходимы уточнения в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле в целях сокращения избыточных требований и дублирования информации, которая предоставляется инновационными предприятиями.
   Надо упростить и порядок таможенного контроля, и таможенного администрирования поставок, в том числе опытных и лабораторных образцов.
   Необходимы также изменения в законодательство о техническом регулировании, которые упрощают требования для новой продукции и для признания сертификатов, выданных в Европе.
   Также он поручил обратить внимание на вопросы предоставления гарантий выполнения договоров в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
   «После введения нормы о внесении гарантийной суммы в размере до 30 процентов от общей суммы по тем контрактам, которые заключаются на сумму более 50 миллионов рублей, оказалось, что доступ к таким кредитам для малых и средних предприятий и, соответственно, к выполнению госзаказа по таким работам фактически закрыт, - отметил Д.Медведев. - А ведь предприятие должно изъять из оборота на весь срок контракта довольно солидную сумму. Вряд ли наш малый бизнес способен себе такую роскошь позволить».
   Альтернативой является обычная банковская гарантия, но для малого предприятия «это тоже вещь непростая, и за ней ещё нужно побегать, доказать банку, что ты можешь такую гарантию получить, что способен быстро расплачиваться по таким гарантиям», - заметил глава государства.
   «Я думаю, что нам нужно вернуться к этой теме и принять взвешенное решение», - считает он.
   Ещё одна тема, которая, по мнению Д.Медведева, в законодательстве урегулирована недостаточно – это так называемые бизнес-ангелы, которые помогают юридическим лицам.
   «Нет правил, касающихся таких помощников физических лиц, которые вкладывают средства в развитие малых и средних предприятий, - отметил президент. - Можно было бы рассмотреть возможность освобождения их от налогообложения доходов, которые возникают от продажи акций инновационных компаний».
   Далеко от совершенства, по мнению Д.Медведева, и миграционное законодательство. Например, отметил он, специалист-иностранец, который уже работает в РФ, вправе находиться в командировках по стране не более 10 дней в году. «Я, честно говоря, не знал об этой норме. Это просто что-то из области регулирования советского периода, - отметил Д.Медведев. - В каждом иностранце предполагают человека, который приехал в Россию только для одного – собирать информацию. Поэтому чем меньше он по стране передвигается, тем лучше для нашей страны. А лучше пусть сидит на месте. Ещё лучше – пусть вообще не приезжает: меньше хлопот у правоохранительных органов и спецслужб». «Надо это изменить», - заявил президент.
   В заключение Д.Медведев отметил, что организационно-технологическое состояние многих отраслей экономики РФ далеко не соответствует современным требованиям. Есть примеры точечного обновления оборудования, но они практически не влияют на ситуацию в целом. «Наша задача – добиться кардинальных институциональных перемен. И это можно сделать, лишь создав соответствующую систему стимулов, прежде всего законодательных», - заявил президент. При этом он добавил, что совершенствование законодательства – это, конечно, очень важный момент, но не нужно впадать в иллюзии и полагать, что само по себе изменение законодательства способно привести к быстрой модернизации экономики. «Это результат действий самых разных сил и сложения самых разных потенциалов. Юридическая, нормативная оболочка – лишь один из элементов. Важный, но только один», - отметил Д.Медведев.