29.11.2010  Москва: проблема сноса торговых палаток вышла на уровень Общественной палаты

   Проблема сноса ларьков и палаток стала предметом обсуждения совместного заседания Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по мелкорозничной и ярмарочной торговле и Департамента торговли и услуг города Москвы, прошедшего 29 ноября в Общественной палате РФ.
   Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов отметил, что цель нового мэра Москвы Сергея Собянина - придать мелкорозничной торговле столицы более цивилизованный облик - «справедлива».
   «Устаревшие объекты надо сносить, но при этом следует отдавать себе отчёт в том, что сразу, по мановению волшебной палочки предприниматели не смогут заработать по-новому. Им нужны чёткие правила игры на рынке на длительный период, позволяющий осуществлять долгосрочные инвестиции в мелкорозничную торговлю», - считает С.Борисов.
   Предпринимателям, потерпевшим убытки от сноса, должны быть выплачены компенсации, которые по сегодняшним подсчётам измеряются уже миллиардами рублей.
   «Объекты мелкорозничной торговли уничтожались варварским способом – ломом. За подобным негативным сигналом ни в коем случае не должны последовать регионы страны. Без работы осталось до 10 тыс. человек, которые будут вынуждены зарегистрироваться на бирже труда. Налоговые платежи также прекращены, и это тоже дополнительная нагрузка на бюджет города. Торговля не может быть исключительно сетевой. Руководствуясь данным порочным принципом, мы тем самым ограничиваем потребителя в доступе к качественным и дешёвым отечественным товарам. Мы понимаем, что снос производил не Департамент торговли и услуг города Москвы, а управы и префектуры. До Нового года ОПОРА РОССИИ встретится с Сергеем Собяниным для выработки сбалансированной стратегии в сфере мелкорозничной торговли», - заявил С.Борисов.
   По его словам, размещать объекты мелкорозничной торговли следует не менее чем на 3 года, конкурсы на их размещение нужно по возможности отменить. Интересной, по его мнению, является программа ОПОРЫ РОССИИ по выделению из всего массива мелкорозничной торговли «мобильного» класса, регулируемого по другим принципам, нежели торговля стационарная.
   «Партнером нашей программы является Сбербанк. Герману Грефу непонаслышке известен опыт Германии в этой сфере», - заключил С.Борисов.
   Руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Михаил Орлов сообщил, что мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед департаментом задачу в кратчайшие сроки разработать схемы постоянного размещения объектов мелкорозничной торговли на территории города.
   На сегодня Москомархитектура предоставила 1177 мест компактного размещения объектов мелкорозничной торговли, где могут разместиться 7-10 тыс. объектов, включая летнюю сеть. Это примерно столько же, сколько размещалось в Москве в текущем году.
   Места размещения выбраны таким образом, чтобы торговля не мешала ни транспорту, ни пешеходам, ни зелёным насаждениям, ни коммуникациям города.
   «Согласуется и график слушаний по данной теме в районах города. Мы должны работать быстро, но без спешки. Система размещения объектов должна быть стабильной. Не чиновники должны решать, кому и где торговать, а граждане», - заявил М.Орлов.
   Палатки и киоски, на которые оформлены земельно-имущественные отношения с городом, должны иметь, по его мнению, преимущественное право размещаться там, где это предусмотрено договорными обязательствами с продлением срока работы, если условия договора не нарушались.
   Руководитель Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов напомнил, что «погромы» палаток и киосков начались 3 ноября и до сих пор продолжаются в вялотекущей форме.
   «Нас не может не волновать то, что за эти акции никто из чиновников до сих пор не наказан. Перспективы процесса вообще крайне туманны: неизвестно, чего ждать дальше. У Сергея Собянина, судя по его выступлениям, нет ненависти к торговле, как у некоторых чиновников, однако кроме налаживания контактов ОПОРЫ РОССИИ с Департаментом торговли и услуг положительных симптомов нет никаких», - констатировал В.Максимов.
   Предложение сохранить «статус кво» на ближайшие полгода без объявления конкурсов, похоже, московскими властями отвергается, однако ОПОРА РОССИИ будет вынуждена еще раз внести его.
   «Сегодня конкурсы, которые в начале текущего десятилетия были шагом вперед, превратились в издевательство над здравым смыслом: предприниматель описывает свой объект и чиновник ставит баллы, веря предпринимателю «на слово». Именно поэтому конкурсы пачками – по 20-30 лотов за раз - выигрывают подставные структуры, сдающие потом выигранные места бесправным предпринимателям, которых можно вышибить с места без объяснения причин», - пояснил В.Максимов.
   Предпринимательское сообщество Москвы лишено возможностей влиять на процедуру разработки торговых модулей в Москомархитектуре.
   «Если модулями заинтересуется крупный бизнес, есть вероятность, что малый бизнес будет изгнан из торговли в Москве в принципе. Следует разделить мелкорозничную торговлю на стационарную и мобильную, выработать чёткие критерии, где можно, а где нельзя торговать. Для мобильной мелкорозничной торговли следует учредить внушительные сборы. На переходный период может иметь место точечная дислокация объектов мелкорозничной торговли в городе. Её имеет смысл расширить раза в три, сделав общедоступной, а не тайной, как сегодня», - предложил В.Максимов.
   Дефицитные места в центре Москвы можно разыгрывать по жребию. «Псевдоярмарки», на которых плата за место сегодня колеблется в районе 1,5-2 тыс. рублей в сутки, должны превратиться в настоящие, по образцу европейских, участвуя в которых предприниматель платит только за сервис – уборку территории, например. Организовывать ярмарки должны объединения предпринимателей, а не префектуры.
   Эксперт Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по мелкорозничной и ярмарочной торговле Никита Кузнецов добавил, что чиновникам следует избавляться от «советского взгляда на торговлю», согласно которому ее должно быть поменьше.
   «Дислокация не может быть механизмом сдерживания торгового роста. Число квадратных метров торговых площадей на жителя города в Москве по сравнению с американскими и европейскими городами, еще недостаточно. Если Москва и приближается к нормам развитых стран, то за счёт чудовищного перекоса в сторону мегамоллов, но они есть окно для зарубежных брендов в Россию. Отечественного производителя мегамоллы, насколько мне известно, поддерживают мало», - отметил Н.Кузнецов.
   Следует как можно скорее разработать единый технический регламент мелкорозничной торговли, подразделить торговлю на стационарную и мобильную, выработать чёткие критерии соответствия объектов мелкорозничной торговли, решить вопросы с их налогообложением.
   «Сборы с мобильных объектов можно увеличить в разы, особенно с применением системы патента, и большинство предпринимателей согласятся с таким увеличением. На первом месте для них – стабильность работы, ощущение ее перспективности, нужности», - заключил Н.Кузнецов.
   Участники совместного заседания, выслушав позиции друг друга, договорились о выработке единой компромиссной позиции бизнеса и власти по дальнейшему развитию мелкорозничной торговли в столице.