25.11.2010  Республика Коми: «кластеры для малого бизнеса - это благо»

   Минувшая неделя прошла под знаком Всемирной недели предпринимательства. В Республике Коми мероприятия, приуроченные к этой акции, проводили Коми региональный центр «Достижения молодых» и КРО «ОПОРЫ РОССИИ» при поддержке Минэкономразвития РК. В Коми насчитывается 157 тысяч человек, занятых средним и малым бизнесом. О перипетиях, испытываемых малыми предприятиями республики, рассказывает председатель Коми республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Виктор Кармановский.
   - «ОПОРА РОССИИ» создавалась, чтобы защитить интересы несправедливо обиженных, недовольных предпринимателей, которых за что-то наказали несоразмерно их мере ответственности. В свое время организация много сделала, чтобы ослабить административный пресс на бизнес-сообщество, но очевидно, что вам и сейчас есть кого защищать. Малый бизнес по-прежнему «кошмарят»? - Если под словом «кошмарят» понимать повальные и часто дублирующие друг друга проверки со стороны надзорных органов, то в этом сейчас в основном наведен порядок. Количество проверок уменьшилось, и они как-то систематизировались. Но ведь психологию как предпринимателя, так и лица, смотрящего за ним, за год-полтора не изменишь.
   - Вы же сказали, что ответственность во взаимоотношениях власти и бизнеса обоюдная. Не будь надзорных органов, иные предприниматели такого бы наворотили... - Возможно, но не должно быть перегибов. Кто-то по незнанию их допускает, а кто-то намеренно. Вот, к примеру, Сбербанк требует от предпринимателей ведения кассовых операций в полном объеме. Не должен, а требует. Это противозаконно, но так удобнее банку. «ОПОРА РОСССИИ» старается помочь предпринимателям в разрешении таких ситуаций. Но мне бы не хотелось, чтобы у граждан сложилось впечатление, что у нас тут адвокатская контора, которая защищает униженных и обиженных. Защита интересов через судебные разбирательства, конечно, занимает место в нашей деятельности, но это не главное.
   - В начале этого года было подписано соглашение о взаимодействии между вами и министром внутренних дел по Коми Владимиром Еремченко. Насколько плодотворным оказалось это сотрудничество? Эффективнее ли совместными усилиями противодействовать коррупции и защищать права бизнеса? - К сожалению, по направлению совместной борьбы с коррупцией нам нечем похвастаться. Но сотрудничество оказалось плодотворным: по нарушениям прав предпринимателей сотрудниками органов внутренних дел вот уже год к нам не поступало никаких сигналов. Кстати, МВД не единственный орган госвласти, с кем мы заключили соглашение о сотрудничестве.
   - Малому бизнесу трудно тягаться с естественными монополиями, и сейчас, наверное, на первый план выходят вопросы взаимоотношений с ними, а не с надзорными органами. - Это совсем разные сферы. Но в какой-то мере это действительно так: сегодня проблем с техприсоединением к электросетям, например, не меньше, чем с контролирующими органами. На федеральном уровне приняты по этому поводу правильные решения, вышли соответствующие нормативные акты, но сложности как были, так и остаются. Нужно время, нужно, чтобы кого-то за злоупотребления наказали, чтобы эти факты затем были преданы огласке. Но сейчас предприниматели идут пока по другому пути и стараются договариваться. Бывает, обращаются к нам, но, как только начинаем выяснять, какая помощь нужна конкретно, тут же начинают отнекиваться, дескать, мы сами справимся. Но зачастую на согласования техприсоединений у предпринимателя уходит и не один год.
   - По данным Минэкономразвития РК, в прошлом году возросло присутствие субъектов малого предпринимательства в сфере торговли. Чем обусловлено то, что малый бизнес по-прежнему предпочитает «гнездиться» в торговле? - Это не прихоть местного малого бизнеса, а объективная закономерность в сложившихся условиях. Торговля и услуги - это быстро «отбиваемые» и быстро оборачиваемые капиталовложения. Создание производства же требует привлечения куда более долгосрочных инвестиций. Между тем более 90% всех банковских кредитов - это краткосрочные кредиты от месяца до года. Долгосрочные кредиты выдаются только крупному бизнесу. Причем для него и процентная ставка всегда ниже. Вот и получается, что вкладываться в производство у нас могут только те «малыши», которые смогли достаточно заработать на торговле.
   Я сам испытал это на себе. Полгода добивался кредита и получил его только в Москве. По причине недоступности кредитных ресурсов малому бизнесу приходится «гнездиться» в торговле. Он даже не суется в добывающую отрасль, поскольку разработку даже общедоступного месторождения песка малому предприятию не поднять. Для того чтобы малый бизнес развивался в условиях севера, для него нужно искать специальные ниши. Вот есть у нас традиционные лесозаготовка, лесопиление, вот туда и должен идти малый бизнес.
   - Но ведь оттуда тоже вытесняют малые предприятия. - Еще как вытесняют! Но туда можно пойти. Малый бизнес просто обречен присутствовать там. Людям оттуда некуда дальше двигаться. Целые поселения, которые и строились для лесозаготовок, сидят без работы и попросту спиваются. В 2007 году в кусте поселков Усть-Нем, Югыдъяг, Белоборск, Мыелдино, Тимшер успешно работало 20 пилорам. Сегодня - только 7, и те не на полную мощность.
   - Понятно, что новое лесное законодательство сильно осложнило деятельность малых предприятий, поскольку на своих арендованных территориях они ответственны практически за все, начиная от лесовосстановления и заканчивая охраной лесов от пожаров. Но, похоже, сейчас вектор политики в лесной сфере уже поменялся. На всех уровнях понимают, что перегнули палку... - Не хочу сказать, что на все сто процентов это исходило от ОПОРЫ, но во многом положение дел стало меняться к лучшему благодаря тому, что мы зацепились за эту тему. Это была просто вопиющая несправедливость! Под нашим напором в республике создали Союз малых лесозаготовителей. Они почувствовали, что им есть куда прийти, есть на кого опереться, стали смелее отстаивать свои интересы. Очень большую поддержку, конечно, оказал руководитель Комитета лесов РК Александр Мариев. К счастью, нас услышали и на федеральном уровне. И поправки в Лесной кодекс будут приняты. Конечно, свою роль тут сыграли и лесные пожары. Но нам не хотелось бы, чтобы изменения были приняты только в связи с противопожарными мероприятиями. И вот сейчас будут принимать республиканскую программу. В чем ее суть? Лесной кодекс устанавливает, что участки распределяются по долгосрочной аренде большими кварталами. Маленькому предприятию такую аренду не потянуть. Но для республиканских и муниципальных нужд могут приниматься специальные программы, в рамках которых и могут распределяться лесные угодья. Сейчас определяют, для каких именно нужд можно выделять лесные участки малым предприятиям. Считаем, что это наш скромный вклад в экономику республики.
   - В начале года предпринимательское сообщество как приоритет в деятельности «ОПОРЫ РОССИИ» определяло пункт, по которому право преимущественного выкупа муниципальной недвижимости предоставлялось бы представителям малого и среднего бизнеса. Удается ли вам, если можно так выразиться, оправдывать этот наказ? - «Малая приватизация» буксует, и буксует по всей стране. Муниципальные власти очень неохотно расстаются с имуществом, а зачастую дерутся просто насмерть, используя любые зацепки... Процент выкупленных помещений остается очень низким, менее 10%. Муниципалитеты не хотят продавать свою собственность, а если и предлагают приватизировать, то делают это так, чтобы точно не взяли. К примеру, предлагают дом в деревянном исполнении, а стоимость его дороже кирпичной новостройки, и говорят, что это рыночная цена. А оценку-то делают независимые оценщики по заказу администраций. В Сыктывкаре, например, стоимость многих объектов была произведена с учетом состояния рынка 2007 года!
   Особенно остро эта проблема стоит в Ухте. Можно сказать, застарелая проблема. Когда там проходило выездное заседание Координационного совета по малому бизнесу при главе республики, представитель администрации докладывал, что все идет как надо, что приватизировали 100 помещений... Но мы-то знаем, что для Ухты - это песчинка! Между тем, если бы приватизировали все объекты, сумма составила бы почти два миллиарда рублей, и это была бы половина бюджета города. Но тормозят... Может быть, потому, что рассчитывают чуть больше получать за счет аренды, хотя это получается в час по чайной ложке. Обидно, что и у предпринимателей перегорает желание приватизировать те помещения, за которые они платят годами аренду.
   Мы видим, что 159 федеральный закон в части малой приватизации не исполняется уже систематически. И нам пришлось вмешаться. В таких случаях, когда мы видим, что явление становится систематическим, мы всегда вмешиваемся. Выходим на глав муниципалитетов, на их замов, на министерства и ведомства, на надзорные органы, на федеральное антимонопольное агентство, выносим вопрос на рассмотрение Координационного совета.
   - Федеральное правительство намерено стимулировать создание кластеров. Это благо для малых предприятий или наоборот? Какие кластеры могли бы появиться в Коми? - Кластеры для малого бизнеса - это благо. Они возможны в двух формах: когда предприятия сами объединяются добровольно или когда скучиваются вокруг какого-то «якорного» предприятия, такого, как, например, «Монди Сыктывкарский ЛПК». Такими же кластерообразующими предприятиями могли бы стать «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Севергазпром», «ТГК», «Воркутауголь». Создание кластеров вокруг этих гигантов дало бы развитию малого и среднего бизнеса в республике мощный толчок. Мы совместно с «Монди Сыктывкарский ЛПК» разработали программу по созданию кластера, и она уже в стадии подписания.
   По проекту «Степ» происходит высвобождение численности персонала, рабочих мест. Можно ли найти им другое применение? Да, можно найти. Строительство инженерных сетей, прорубка трасс, переработка низкосортной древесины, перевод котельных на альтернативные источники отопления, развитие экотуризма - все это отдается на откуп малым предприятиям. «Монди Сыктывкарский ЛПК» как кластерообразующее предприятие не замыкает всю эту работу на себе.
   - А ваша роль при этом в чем конкретно заключается? - Нам отводится роль медиатора. «ЛУКОЙЛ» и сейчас проводит множество тендеров то на покраску, то на ремонт, но, на наш взгляд, результат тендеров, которые проводят крупные предприятия, часто являются предсказуемыми, то есть конкурсы выигрывают чаще зависимые либо ангажированные фирмы. Хотелось бы, чтобы тендеры были более открытыми, прозрачными и доступными.
   - Малый бизнес, бесспорно, нуждался в поддержке на первоначальном этапе, и преференции ему были даны. Но, может, не стоит потакать малым предприятиям бесконечно, а то у некоторых предпринимателей появилось стойкое убеждение, что они имеют право на снисходительность при любых условиях. - Господдержка должна оказываться начинающим и микробизнесу. Малый и средний бизнес могли бы обойтись и без нее, если бы им не мешало нормально работать само государство и был бы нормальный доступ к недорогим кредитным ресурсам. А у нас государство постоянно меняет правила игры, чем часто загоняет, даже средние предприятия, в угол. Достаточно сказать о том, какие вилы в спину малого бизнеса готовятся в будущем году.
   - Что вы имеете в виду? - Повышение отчислений во внебюджетные фонды. Для тех, кто на упрощенке и ЕНВД, они повышаются с 14% до 34% в следующем году, а для тех, кто на общем режиме налогообложения, с 26% также до 34%. Это отбросит бизнес на много лет назад. Мы опять неизбежно придем к каким-то серым схемам.
   Конечно, на республиканском уровне приняли закон о налогах, взимаемых с отдельных категорий предпринимателей, но он мало что изменит. Налоговые льготы получат те, кто, находясь на упрощенной системе налогообложения по ставке 15%, занимается сельским хозяйством, лесозаготовкой и деревообработкой, строительством, но далеко не все. Тем не менее и это, конечно, достаточно прогрессивный шаг, сообщает газета "Республика" (Сыктывкар).