25.11.2010  После кризисного обвала российский рынок обуви начал оживать

   На пике кризиса российский рынок обуви сократился на 25–30%, в том числе на 22% съежился импорт, дающий основной объем продаж в стране. В деньгах это минус 10 млрд долларов. Сегодня рынок оживает: по данным Национального обувного союза, на одного россиянина приходится в среднем по 2 новые пары обуви в год. Правда, средний европеец покупает 4,5, а американец – 6,5 пар.
   В кризис пострадал больше всего, естественно, высокий ценовой сегмент: минус 30–40% продаж, а дискаунтеры, наоборот, поправили дела за счет «премиальных» покупателей. Впрочем, если до финансовых передряг россияне покупали по 2–6 пар обуви в год, то теперь позволяют себе это в 3 раза реже.
   При этом женщины, как и прежде, переобуваются намного чаще, чем мужчины. Учитывая этот факт, а также то, что дамские покупки, как правило, дороже, некоторые сети в этом году решили вообще отказаться от мужского ассортимента. Примерно по тем же причинам «сдаются» компании, которые до сих пор продавали только мужскую обувь. На полках их магазинов появляются женские сапоги и ботинки.
   Поскольку в России производство обуви практически не пользуется вниманием властей, мы продолжаем кормить иностранных производителей, причем не самых добросовестных. «Открыть новое производство в России или увеличить действующие мощности практически невозможно», – говорится в свежем докладе Российского союза кожевников и обувщиков (РКСО).
   Руководство Национального обувного союза тоже жалуется: «Региональные власти продолжают «кошмарить» бизнес проверками, отбивая всякое желание что-либо производить. Например, по сообщению производителей из Ростовской области, с начала 2010 года на их производствах побывало уже по четыре проверки, правдами и неправдами вытягивая у них финансовые средства. Местные власти не хотят поддерживать производство, видя в нем только «дойную корову».
   По экспертным оценкам, объем обувного рынка составляет 12–15 млрд долларов, или 400 млн пар обуви в год. Но учтенный объем потребления в 2009 году составил всего 280 млн. пар, в том числе официальный импорт – 220 млн, российское производство – около 60 млн пар, а остальное – «серый» импорт».
   Из Китая завозится 85% обуви, из Турции – 7–9%. На долю Германии и Италии приходится около 5%. Китайские туфли закупаются по 10–14 долларов за пару, а продаются в розничной торговле по 50–400 долларов.
   В I квартале 2010 года продажи обуви выросли на 5–10% в натуральном выражении и на 15–20% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалисты ожидают в будущем году возобновления роста продаж и цен опережающими темпами, хотя бы потому, что рынок обуви в отличие от автомобильного даже в 2008 году «перегрет» не был.