25.11.2010 Москва: малому бизнесу рассказали о возможностях электронной коммерции У малого производственного и торгового бизнеса есть возможности обогнать своих крупных конкурентов – торговые сети и крупных производителей, задействовав новейшие технологии продаж и продвижения продукции. Такой вывод можно сделать по итогам прошедшего 24 ноября в Центральном доме предпринимателя в Москве круглого стола на тему «Электронная коммерция малому бизнесу: вопросы, проблемы, решения». Организатором мероприятия выступило Московское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОСCИИ». С электронными продажами у малого бизнеса, как самого мобильного и легко адаптируемого бизнеса, особых проблем нет уже сегодня. Есть шанс догнать и обогнать крупных соперников. Но как выяснилось, серьезные проблемы возникают в сфере электронных платежей. Как отмечалось в рамках дискуссии, у малого и среднего бизнеса остается возможность конкурировать с крупными компаниями в инновационной и высокотехнологичной сферах, в том числе, если речь идет о торговле в Интернете, где стоимость создания сайта или портала значительно дешевле, чем аренда самой небольшой торговой площади. Проблема в том, что полноценное использование электронной площадки для интернет-торговли невозможно без привлечения системы электронных платежей. И здесь у малого бизнеса возникают трудности, так как российские банки не готовы сотрудничать с малыми компаниями. Вопросу, как максимально использовать инструмент электронных платежей, в рамках дискуссии было уделено особое внимание. Судя по поступившим от малых компаний замечаниям, он пока остается без решения. В ходе дискуссси стало очевидно, что бизнес ждет в этом вопросе поддержки со стороны государства, и не финансовой, а комплексно-правовой. Другой представитель Московского отделения «ОПОРА РОСИИ» - Марат Абасалиев - отметил, что в России в отличие от развитых стран электронная коммерция только начинает формироваться. Если в США оборот электронной коммерции исчисляется сотнями миллиардами долларов, то в России, по оценкам банков, в 2009 году оборот электронной коммерции составил не более $6 млрд, из них большую часть составляет оборот гигантов – РЖД, Аэрофлота, МТС и др. Доля малого бизнеса в этом процессе крайне мала. Одна из причин - в том, что малым компаниям очень сложно воспользоваться услугами электронной оплаты. Банки бояться рисковать и за возможность работы в электронной системе берут на менее 5% комиссионных. Для малого бизнеса это очень большие потери. Поэтому чаще всего интернет-магазины получают от покупателя наличные деньги в момент доставки товара. Еще одна проблема – отсутствие гарантий потребителю. Интернет заполнен предложениями как от законопослушных предпринимателей, так и мошенников. Отличить первых от вторых у потребителя нет шансов. Как пояснил Дмитрий Сатин (компания Usability lab) еще одна проблема низкой активности россиян в интернет-торговле объясняется еще и невысоким уровнем профессионализма при создании сайтов. Он утверждает, что все принципы мерчендайзинга действуют и в интернет-магазинах, но при расстановке товаров на виртуальных полках есть своя специфика. Если ее учитывать, то в Интернете можно продать даже с большим успехом такие уникальные товары, как, например, параплан и т.п. Для этого нужно продать «не мешок дорогой материи», а именно так выглядит этот аппарат, а «состояние полета», т.е. то, что увидит потенциальный покупатель с высоты полета на параплане. Д.Сатин также не стал отрицть, что низкий уровень доверия к электронной торговле оправдан из-за трудностей поиска реквизитов продавца: названия юридического лица, юридического адреса, номера счета для электронной оплаты. Вопрос, куда и кому вернуть некачественный товар по-прежнему актуален для потребителей, которых интерент-торговля привлекает прежде всего более низкими ценами. Профессионал в сфере электронной коммерции, представитель компании Oborot.ru Иван Кургузов считает, что доля малого бизнеса в интернет-торговле будет расти, так как увеличение количества продаж, в том числе с использованием новых технологий – верный путь для развития. Тем не менее, он также считает, что пока тормозом на пути развития электронной коммерции являются такие проблемы, как низкий уровень логистики, плохие дороги, низкий уровень доверия, пробелы в законодательстве. «Но самое главное, что банковская комиссия для оплаты карточкой услуг и товаров в Интернете значительно выше, чем в обычном магазине, ресторане и т.п. Это дискриминация интернет-торговли, и по этой причине большинство расчетов происходит за наличные деньги, а это не всегда удобно потребителю», - заключил он. Представители банков со своей стороны заверяли, что нет политики излишнего контроля малого бизнеса, просто для банков электронная коммерция – рискованный бизнес, и работать с крупным, надежным и проверенным партнером, оперирующим большими финансовыми объемами, менее рискованно, чем иметь 100 клиентов с большим числом платежек стоимостью в 100 рублей. Поэтому для крупных клиентов комиссионный сбор меньше. А обслуживать небольшие интернет-магазины банк будет в любом случае не напрямую, а через партнера – провайдера, который предоставит ему совокупный бизнес-портфель нескольких небольших компаний. При этом на согласование в банке необходимых документов для подключения магазина к электронной системе оплаты уйдет не менее 3-х недель. Кроме того, банк потребует собрать объемный пакет документов. В рамках дискуссии поступило предложение создать реестр законопослушных и надежных интернет-компаний, так как наличие в реестре, с одной стороны, поможет потребителю сделать правильный выбор в пользу надежного продавца или поставщика услуги, с другой стороны, для банков регистрация в реестре будет своеобразным знаком качества. На это предложение отреагировал генеральный директор Национального Делового Партнерства "Альянс Медиа" Марк Аранович. Он заметил, что ЕГРЮЛ уже существует, и не нужно дважды выполнять одну и ту же работу. Компании достаточно на сайте сделать на него ссылку. Таким образом любой посетитель сайта и потенциальный покупатель или партнер компании сможет проверить наличие регистрации в ЕГРЮЛ. «Тем не менее малым компаниям и другим игрокам на рынке электронной коммерции есть смысл создавать СРО и размещать на сайтах указание на членство в СРО. Таким образом сама организация будет нести ответственность за деятельность интернет-магазинов перед покупателями и клиентами. Кроме того, подобная система позволит банкам сократить время на проверку этих компаний. И уже в рамках СРО стоит решать вопрос с банками о снижении процентной ставки за комиссию», - заявил М. Аранович. Его предложение представители компаний, работающих в системе электронной коммерции, в целом поддержали, отметив при этом, что для малого бизнеса создание СРО – дело затратное, так как оплата сертификационного сервиса при создании СРО стоит немало. |