17.11.2010  Новгородская область: кластерному развитию необходимы инвестиции

   Стабильность в социальной и политической сферах, прозрачность областных законов, транспарентные программы в поддержку инвесторов создают не только благоприятные условия для привлечения инвестиций, но и позволяют оперативно управлять этим процессом. Об этом заявил губернатор Новгородской области Сергей Митин на прошедшей 17 ноября в «Интерфаксе» пресс-конференции, посвященной предстоящему 23-24 ноября проведению в ГД РФ Новгородского инвестиционного форума в рамках Дней Новгородской области в Москве.
   По словам С. Митина, у Новгородской области, как региона географически расположенного между двумя крупнейшими мегаполисами – Москвой и Санкт-Петербургом, есть большие возможности для экономического развития. Среди наиболее перспективных секторов он назвал пищевую и перерабатывающую промышленность, лесопереработку, электроэнергетику, АПК, машиностроение, металлургию, химическую промышленность туристическую сферу. Губернатор подчеркнул, что за исключением пищепереработки все эти сектора ориентированы на конкуренцию на мировом рынке.
   Касаясь предстоящего форума, губернатор отметил, что его цель – привлечение новых инвесторов в регион. По его словам, для реализации крупномасштабных проектов региону недостаточно внутренних ресурсов и необходимы значительные объемы инвестиций, как российских, так и зарубежных.
   На вопрос ИА «Альяснм Медиа», какие сектора экономики имеют необходимый потенциал для кластерного развития, глава региона назвал сферу туризма и автомобилестроение.
   С. Митин сообщил, что сегодня в регионе уже запущен проект создания кластера по производству автокомпонентов. Создана производственная площадка в Чудовском муниципальном районе, который расположен на границе с Ленинградской областью. Как пояснил губернатор, от этого района до Санкт-Петербурга 90 километров.
   Кластер по производству автомобильных компонентов, по словам главы региона, заработает после того, как начнется промышленная сборка автомобилей в Санкт-Петербурге. «В отличие от подобных площадок в соседних регионах на площадке будущего кластера уже решены все вопросы энергоприсоединения. Мы создали все условия для кластера, и он заработает, как только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начнется реализация проекта по сборке порядка 300 тысяч автомобилей. «Мы рассчитываем производить для них комплектующие, мы активно работаем с ассоциацией производителей автомобильных компонентов, реализуя уже ряд проектов. В частности, в Новгородской области уже начато производство грузовика повышенной проходимости Silant», - пояснил губернатор Новгородской области.
   Касаясь перспектив развития туристического кластера, глава региона не оставил без внимания и проблемы, тормозящие развитие сферы туризма. На сегодняшний день доля туризма в ВРП региона крайне мала - всего 1,5%, а с учетом мультипликативного эффекта - не более 4-7%. Как пояснил С. Митин, это очень низкие показатели, особенно с учетом высокого потенциала для развития туризма в регионе. Причины - в низкой транспортной доступности, неразвитости инфраструктуры и специфике организации туристических программ в регионе. Здесь нет собственного аэропорта, город Новгород расположен не на основной железнодорожной ветке Санкт-Петербург – Москва, кроме того, есть проблемы с развитием качественных автомобильных дорог.
   Однако есть положительные подвижки. Как отметил С. Митин, с вводом «Сапсана» ситуация значительно улучшилась. Скоростной поезд с начала ноября останавливается на станции «Чудово», которая находится в 57 км от Великого Новгорода. Для примера весь путь губернатора от Новгорода до Москвы сегодня занял не более 3 часов. Кроме того, в связи с празднованием в 2009 году юбилея города удалось привлечь средства на ремонт автомобильной трассы, и сейчас участок трассы М10 «Новгород - Санкт-Петербург» находится в очень хорошем состоянии.
   В прошлом году были впервые запущены пароходные маршруты для туристов. Туристы из Москвы и Петербурга прибывают в Великий Новгород по реке Волхов. Для этого в 2010 году было задействовано шесть теплоходов, а в ближайшее время пройдут переговоры с руководством компании «Волжское пароходство» о привлечении дополнительных судов и со средней Волги.
   Касаясь проблем развития инфраструктуры, С. Митин сообщил, что сегодня активно задействуется частный сектор. При этом в планах - строительство современных гостиниц. Низкую доходность туротрасли губернатор Новгородской области связывает также с тем, что туристические программы выстраиваются таким образом, что туристы не останавливаются на ночь и проводят в Великом Новгороде один день. «Мы рассматриваем направление, благодаря которому смогли бы задержать туристов в городе больше чем на день. Сделать туризм более доходным для экономики региона - очень важная для нас задача», - констатировал глава региона.
   Для этого в регионе планируется ряд очень перспективных турпроектов, в частности, проект «Рюрикова городища» - резиденции правителей Древней Руси, расположенной в 2-х км от Великого Новгорода на реке Волхов.
   Как пояснила заместитель председателя комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области Ольга Соболева, на строительство инженерной инфраструктуры «Рюрикова городища» потребуется около 400 млн рублей, и еще столько же на развитие дорог. По ее словам, при разработке проекта, который имеет высокий инвестиционный потенциал, ставится непростая задача – необходимо вписать в этот проект бизнес таким образом, чтобы не был нарушен исторический ландшафт местности. По плану туристический комплекс будет построен в виде поселения викингов. Все гостиницы и предприятия питания будут стилизованы под домики шведской или датской деревни, концепция питания - этническая кухня в духе викингов – шведская, датская, норвежская. Также предполагается строительство парка аттракционов для детей в стилистике эпохи викингов. По прогнозам О. Соболевой, бизнес-проект «Рюрикова городища» будет подготовлен в марте 2011 года.