16.11.2010  Москва: полезна ли реклама городу и горожанам?

   В ближайшие недели на уровне московского правительства будет обсуждаться ряд постановлений, позволяющих упростить процедуру оформления документов на установку рекламы. Параллельно комитет рекламы инициировал сокращение площадей под «наружку», а также некоторые ее виды.
   Однако эксперты сомневаются в том, что столь благие начинания будут доведены до конца. Этому мешает высокая прибыльность бизнеса и нечетко прописанное законодательство.
   Москва находится на девятом месте в мире по объему наружной рекламы. Но если в Нью-Йорке или Токио «наружку» устанавливают на непрезентабельных зданиях, да и то с оглядкой на общую эстетическую концепцию района, то в Москве фактически лепят на все подряд. При том, что в городском законодательстве ясно говорится о недопустимости ухудшения архитектурного облика города объектами наружной рекламы и информации.
   То, что плакаты и щиты становятся частью городского пейзажа, конечно, печально. Но еще грустнее, если из-за рекламы этого пейзажа не видно вовсе. В соответствии с постановлением правительства Москвы в пределах Садового кольца допускается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации только малого и среднего городского формата, то есть площадью не более 10 кв. метров. Исключение составляет реклама на сетке, которой обтягиваются строительные леса. При реконструкции здания, представляющего историческую и культурную ценность, реклама должна занимать не более 30% от общей площади сетки. Если же дом памятником архитектуры официально не признан, то ограничений по пропорциям коммерческой информации не существует. Жилое здание или административное, есть там люди внутри или нет, поддерживают ли они эту рекламу единогласно – закону, по сути, без разницы.
   Не удивительно, что «ремонт» зданий, расположенных на лакомых участках столицы, давно стал модным и очень прибыльным трендом среди рекламщиков.
   В начале сентября жители дома по Кутузовскому проспекту № 1 жаловались, что из окон ничего не видно: все загородили рекламные конструкции. Баннеры не сняли, зато через два месяца жителям дома сделали предложение, от которого они не смогли отказаться. «Теперь фирма, разместившая баннер, оплачивает нам коммунальные услуги и еще выделяет по 15 тысяч рублей в месяц на квартиру, – говорит жительница дома Ревмира Вихрова. – А поскольку у нас в доме много стариков, которые живут на одну пенсию, то этим деньгам они рады и готовы терпеть рекламу, сколько понадобится. И ведь никто не хочет понять, что завешенные окна пагубно влияют на мое здоровье».
   В похожей ситуации оказались жители сталинской многоэтажки на Земляном Валу. Весь фасад и часть боковых стен дома еще месяц назад покрывал огромный рекламный баннер. Летом здание штукатурили, в будущем заявлен капитальный ремонт, так что строительную сетку было решено не снимать, а модернизировать в коммерческом ключе. За это жители квартир, чьи окна загораживала реклама, получали по 28 тыс. рублей ежемесячно, плюс на каждый подъезд рекламодатель выдавал по 100 тыс. рублей. Протестовавшие жильцы в итоге добились снятия рекламы – и стали для соседей врагами номер один.
   Собственники дома имеют право получать от недвижимости выгоду, в том числе и от установки рекламы. Если две трети голосов во время собрания ТСЖ (или иного органа управления многоквартирным домом) отдаются «за», то другим жильцам остается только смириться.
   Как рассказал член общественного совета ГУВД по городу Москве, член экспертного совета при комитете по транспорту Госдумы Илья Котов, «чаще всего подписи жильцов на договоре на размещение рекламы – поддельные. Иногда их ставит подкупленный председатель ТСЖ. На деле, если посмотреть статистику, выяснится, что один и тот же фасад ремонтируется годами».
   Проблему долгостроя в рекламных целях в конце октября признали в Москомнаследии: «Зачастую строительные конструкции устанавливаются только лишь с целью размещения на них рекламы, без проведения каких-либо работ по фасадам». Однако призвать к ответу медлительных ремонтников комитет по рекламе не вправе, это контролирует Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы.
   Рекламная сетка на домах хоть и причиняет существенные неудобства, но угрозы для жизни не представляет. В отличие от придорожных щитов или плакатов, имитирующих уличные указатели. По данным Ильи Котова, только в прошлом году в авариях, произошедших перед рекламными конструкциями, в Москве погибли 72 человека.
   Комитет рекламы утверждает, что каждый щит у дороги проходит согласование с ГИБДД, без чьей санкции украшать обочины никто не решится. «За прошлый год мы изменили дислокацию свыше 400 конструкций, находящихся в непосредственной близости от дорожного полотна, в 2008-м – передвинули около сотни щитов, чтобы можно было установить видеокамеры», – говорит Владимир Макаров.
   Однако, как сообщила начальник отдела пропаганды столичного ГИБДД Марина Васильева, «ведомство установку рекламы у дороги не курирует и повлиять на нее не может, даже если рост числа ПДД на этом месте будет доказан».
   Претензии у экспертов есть и по отношению к растяжкам над дорогами. «Этот вид рекламы устанавливается только в странах третьего мира, да и то только на улицах, где нет архитектурных достопримечательностей, – рассказывает Илья Котов. – В столице они закрывают, например, красивую перспективу Нового Арбата, из-за чего автомобилисты чувствуют себя как в туннеле. Но не это самое страшное. Если пять лет в Москве была одна тысяча растяжек, то сейчас их больше в два раза. Каждая перетяжка висит на тросе в два сантиметра толщиной. Если произойдет авария и упадет столб, то движущийся транспорт, скажем автобус, будет просто разрезан этими тросами».
   Только с начала 2010 года выявилось более трех тысяч незаконно установленных объектов наружной рекламы, из них примерно половина – на ограждениях в центре города. Чиновники рассчитывают убрать солидную часть рекламных конструкций после того, как истекут сроки договоров на их установку, – в 2011–2013 годах. Однако из-за несовершенств в законодательстве, а также невероятной прибыльности бизнеса вряд ли это станет былью, опасаются эксперты.