13.11.2010  Торговля советует покупателям зарабатывать больше

   12 ноября в Москве завершился двухдневный форум продовольственного бизнеса Fresh food Russia (свежие российские продукты). Ежегодно его участники – представители крупных торговых сетей и известных производителей – собираются, чтобы решить, на что ориентировать покупателей. На этот раз в их и без того непростые взаимоотношения вмешались засуха и новый закон «О торговле». Оба эти фактора повлияют на цены в худшую сторону, хотя игроки рынка и не хотят в этом открыто признаться.
   В программе форума главной значилась тема «Цены и дефицит свежих продуктов в розничных сетях: дальнейшие прогнозы». Открывший форум Дмитрий Халилов, партнер «Эрнст энд Янг» по сектору потребтоваров, обнадежил: «Несмотря на все катаклизмы лета и борьбу государства с ценами, не все так плохо. И в конечном итоге в выигрыше должен оказаться потребитель».
   Владимир Тоцкий из «Русагропромсоюза» продолжил в том же духе: «Основные задачи прежние – увеличение отечественной сельхозпродукции на прилавках магазинов. Летом производители сделали все для сохранности урожая, теперь нужна поддержка правительства и слаженность действий участников процесса». Поскольку из правительства на конференцию никто не пришел, государство ничего не пообещало.
   Илья Белоновский, директор Ассоциации компаний розничной торговли (АСКОРТ), поспешил уверить присутствующих, что все под контролем: «Нам псевдоаналитики пророчили дикую осень и страшную зиму. Мы обещали рост в рамках инфляции, и так оно и есть». По данным АСКОРТ, в этом месяце продовольственная инфляция растет со скоростью всего 0,1% в неделю (0,4% в месяц).
   В ходе дискуссии, почему мы слышим о повышении цен одно, а на полках видим другое, выяснилось, что ритейлоры и Росстат считают не многие тысячи позиций среднего супермаркета, а только пару десятков «социально значимых» продтоваров. Это значит: один сорт молока, хлеба и пряников из своей «линейки». А на остальное накрутки произвольные. При этом Александр Павлов, директор одного из филиалов крупнейшего торгового холдинга, просил подчеркнуть, что их бизнес «социальный» и очень убыточный, потому что соцпродукты составляют большую часть оборота сети.
   Но на «социальные» продукты, которые входят в «корзину» Росстата и на которые ценовой рост составляет 0,1% в неделю, жить взрослому человеку нельзя. Это не раз подтверждали ученые-физиологи. К тому же уместно напомнить «цепочке» наших кормильцев, что не только они пострадали в этом году. Засуха и кризис – народное горе, поэтому преодолевать его и страдать нужно всем вместе. А не только конечному потребителю, которому председатель совета директоров одного из крупнейших агрокомбинатов Евгений Сидоров посоветовал, подводя итог дискуссии, «срочно думать, как больше зарабатывать, потому, что продукты будут и дальше существенно дорожать».