28.10.2010  Хабаровский край: предпринимателям нужен закон по поддержке и развитию МСП

   Год за годом предпринимательство в Хабаровском крае набирает силу. Но, как признают руководители немногочисленных предпринимательских объединений края, чтобы прочно стать на ноги и занять достойное место в социуме, сегодня нынешнему бизнес-сообществу все-таки без поддержки государства не обойтись. О том, как Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей (ДВОПП) на краевом уровне продвигает закон по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, что этот документ значит для бизнесменов, жителей края, газете "Приамурские ведомости" рассказал председатель бизнес-союза Евгений Шулепов.
   В.: Евгений Николаевич, когда пришла идея, что предпринимателям края не обойтись без закона по поддержке и развитию МСП? И кто принимал участие в создании этого документа?
   
О.: В 2007 году в стране был принят федеральный закон "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", который определил, что вопросы поддержки и развития МСП относятся к совместному ведению федерации и ее субъектов. Уже через год наше объединение предложило правительству Хабаровского края в лице министра экономического развития и внешних связей разработать и принять соответствующий краевой закон, где бы определялись цели и задачи, правила и нормы общественного отношения субъектов государственного и местного самоуправления к объектам предпринимательства. Наша заявка потерялась в бюрократических кабинетах. Тогда как в других субъектах федерации законотворческая работа по данному документу была в самом разгаре. Позже в ДВОПП решили самостоятельно подготовить проект краевого закона. Образовали рабочую группу, которую возглавил член правления - юрист с большим стажем Александр Бронштейн.
   В.: Расскажите, пожалуйста, об основных принципах, на базе которых построен данный законопроект? Что бы вы выделили в этом документе?
   
О.: Закон определяет порядок взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, объединяющих цивилизованную часть предпринимательства. Наряду с законностью в нашем проекте предполагается реализация и других принципов: трансформация, доступность, компетентность, практичность и социализация. Первый - это поддержка властью перехода предприимчивого хабаровчанина, например из сословия обывателя в среду предприимчивых граждан. Второй - начинающий предприниматель получает право на поддержку своего дела. Третий - обучение бизнесмена правилам организации дела на основе действующего законодательства и мировой практики. Четвертый - прививание всем желающим азов предпринимательского ремесла. Пятый - формирование социальной мотивации к руководству бизнесом на основе принципов ведения дел. И еще: впервые используется такое понятие, как характеристика деловой репутации. В случае принятия данного закона власти края и местного самоуправления будут обязаны направлять на развитие МСП десятую часть налогов, поступивших от бизнеса, оказывать финансовую поддержку некоммерческим организациям, выполняющим функции инфраструктуры поддержки предпринимательства, создавать бизнес-инкубаторы, учебные центры.
   В.: Кто еще из организованного бизнес-сообщества края поддерживает данную законодательную инициативу? И почему до сих пор проект закона не стал предметом обсуждения с представителями властных структур?
   
О.: Не знаем ни одного предпринимательского объединения, ассоциации либо союза, заявившего, что его члены выступают против краевого закона в такой редакции.
   Уверен, властная элита, в том числе депутаты краевой думы, знают о том, что такой законопроект появился на свет. Однако, на мой взгляд, нынешние чиновники хотят лишь рулить электоратом вместо устройства профессионального управления хозяйством. Чиновники, приняв краевую программу поддержки малого предпринимательства, выделили на развитие бизнес-структур сущие гроши. Так, в нынешнем консолидированном бюджете на финансовую поддержку МСП отписано 45 миллионов рублей. К примеру, на город Хабаровск отрядили 25 миллионов рублей, на город Комсомольск-на-Амуре - только миллион рублей, остальным районам досталось и того меньше - в среднем от 0,3 до 0,5 миллиона. И это при том что, по прогнозам, в 2010 году в краевую казну субъекты МСП внесут (в виде налоговых отчислений) 11 - 12 миллиардов рублей, это на 20 процентов больше, чем в 2009 году.
   У нас нет претензий к краевому законодателю. Понимаем, в этом вопросе инициатива должна идти от правительства края. Но минэкономики края в докладе губернатору о состоянии развития предпринимательства призналось в отсутствии идеологической платформы развития бизнес-среды. Если ее нет у министерских специалистов, то откуда тогда она появится у остальных чиновников? В свою очередь, ДВОПП предложило минэкономики: давайте создадим рабочую группу, поставим задачу согласовать позиции сторон. Но воз и ныне там.
   В.: По вашему мнению, какие еще барьеры стоят на пути у предпринимателей края, мешая им развиваться?
   
О.: Считаю несправедливым, когда налоговая нагрузка малого предприятия в среднем по краю в 6,6 раза больше, чем у индивидуального предпринимателя. Так, в Хабаровске эта разница составляет пять раз, в Хабаровском районе - 19,1, в Комсомольском районе - уже 29 раз. Итог фискального пресса - большой дисбаланс в концентрации капиталов по территориям края. Например, в Хабаровске на десять индивидуальных предпринимателей приходится 7,4 малых предприятия, в Бикинском районе - 1,3, Вяземском - 1,6, Солнечном - 1,8.
   Другая проблема. Налоговая дисциплина отражает состояние социализации и организационного поведения самого предпринимателя, выражает качество его деловой культуры. Лучшие показатели развития бизнеса - закономерный результат деятельности структур делового сообщества, действующих в столице края. В муниципальных районах края предпринимательских сообществ, носителей ценностей деловой культуры, цивилизованных отношений с властью и обществом просто не существует. Название этому явлению - социальная лень, когда только один из сотни предприимчивых вкладывает в устройство гражданского общества свои знания, опыт и членские инвестиции. Уверен, что постоянно действующий барьер - это дезорганизованное поведение значительной части предпринимательства.
   Премьер-министр Владимир Путин на недавней встрече с руководством "Деловой России" определенно выразился: тот, кто отказывается платить налоги по установленному реестру, - это непорядочный предприниматель, борьба с которым должна стать одной из задач бизнес-сообщества. Поэтому считаю, что только члены предпринимательских объединений края, которые в организации бизнеса руководствуются общепринятыми принципами ведения дел, совестливо соперничают в получении прибыли с конкурентом, исправно платят налоги, вносят личный вклад в устройство делового климата. Таким предпринимателям и нужен закон, направленный на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.