11.10.2010  Финансовая свобода школ: за и против

   С 2011 года изменятся финансово-экономические условия деятельности общеобразовательных школ. Школы получат большую свободу в финансовых вопросах, вплоть до возможности оказания дополнительных платных образовательных услуг. Знают ли об этом россияне и как они к этому относятся? Как показал сентябрьский опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за предоставление школе большей финансовой самостоятельности выступает каждый десятый россиянин. 61% пока настороженно встречают эту инициативу.
   Об изменении финансово-экономических условий деятельности общеобразовательных школ в той или иной степени известно уже почти половине россиян (47%): 10% хорошо информированы об этом, 37% - что-то слышали. Наиболее осведомленными оказываются дальневосточники (74%), жители средних городов (62%), высокообразованные респонденты (60%). Половина наших сограждан об этом нововведении узнала в ходе опроса (50%). Новостью оно стало в основном для селян (57%) и малообразованных россиян (76%).
   Россияне традиционно настороженно встречают новые правила финансово-экономической деятельности школ: большинство опрошенных пока отрицательно относится к нововведению (61%). Такое отношение свойственно, в первую очередь, малообеспеченным респондентам (65%).
   Главная причина такого отношения - существование в обществе ошибочного понимания инициативы, а именно трактовки ее как перехода на платное образование. Отсюда и возникают два главных контраргумента нововведения: представление о возможном снижении уровня грамотности населения из-за невозможности «платить за обучение» (30%), а также тезис о том, что общее образование в принципе должно быть бесплатным (21%). Кроме того, высказываются опасения по поводу снижения качества образования (14%), повышения уровня коррупции в школах (9%), социального расслоения среди детей (6%), утраты возможности контроля над финансовой деятельностью школ (4%).
   Каждый десятый россиянин, в свою очередь, положительно воспринимает эту инициативу (11%). Наиболее положительно относятся к изменению условий финансово-экономической деятельности школ активные пользователи сети Интернет (16%) и высокообразованные россияне (15%).
   Причем в пользу инициативы россияне, в первую очередь, приводят такие тезисы, как необходимость поддержки учителей в трудный социально-экономический период (29%). Кроме того, 23% убеждены, что благодаря такому шагу повысится качество образования (23%). Среди прочих аргументов - расширение выбора предметов и форм обучения (14%), повышение ответственности за образование - как со стороны учителей (11%), так и со стороны родителей (4%), и самих учеников (4%), а также возможность индивидуального обучения (1%).
   Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 сентября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.