11.10.2010  ГУ-ВШЭ: цены на услуги будут расти до конца года

   Цены в ресторанах и на туристические услуги как росли в первом полугодии 2010 года, так и будут расти до конца года, констатирует Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ. И не важно, что экономика стагнирует, а спрос на услуги и товары по-прежнему далек от докризисного.
   Замерив деловой климат 4,2 тысячи организаций в 30 российских регионах, Центр конъюнктурных исследований пришел к выводу, что деятельность большинства организаций сферы услуг в I полугодии 2010 года проходила в «условиях сужения спроса». Неудивительно, что 75% опрошенных руководителей компаний оценили экономическое положение своих организаций как «удовлетворительное», 20% охарактеризовали его как «неблагоприятное». Оставшиеся констатировали «благоприятное положение».
   Среди факторов, оказавших негативное воздействие на состояние делового климата, в первую очередь называется недостаток финансовых средств. Это отметили более половины опрошенных (51%).
   Причем максимальное воздействие этого фактора ощутили организации, финансируемые преимущественно из бюджета, — учреждения образования (78% респондентов) и здравоохранения (63%), а также транспортные компании (68%). Недостаток финансов не был столь критичным для частных компаний, тем не менее на этот фактор указали треть респондентов.
   Лимитировал деятельность сферы услуг и существующий уровень налогообложения – этот фактор отметили 36% опрошенных. Чаще других на высокие налоги ссылались руководители организаций сухопутного транспорта (55%), а также гостиниц и ресторанов (51% участников опроса).
   Недостаточный спрос на услуги мешал развитию бизнеса трети респондентов, в том числе более 40% руководителей транспортных организаций, туристических агентств, гостиниц и ресторанов, организаций, оказывающих финансовые услуги.
   Степень влияния других факторов, лимитирующих деятельность компаний, оказалась ниже, констатирует Центр конъюнктурных исследований. Лишь четверть всех респондентов отметили, например, недостаток квалифицированного персонала. Еще четверть опрошенных пожаловались на высокую арендную плату и недобросовестную конкуренцию. К этим факторам оказались наиболее чувствительны транспортные организации и туристические агентства, учреждения здравоохранения.
   Сложности с получением кредита испытывали 9% опрошенных, на высокий процент кредита указали 16%, на недостаток помещений – 18%, на недостаток оборудования – 19%.
   При всех жалобах на условия ведения бизнеса большинство руководителей обследованных компаний заявили, что смогли сохранить свою нишу на рынке услуг и уверены в своей конкурентоспособности. 92% опрошенных убеждены, что показатель конкурентоспособности их компании находился на «нормальном» или «выше нормального» уровне.
   При этом убежденность в своей конкурентоспособности накладывается на планы некоторых компаний повышать цены на свои товары или услуги. Переписать ценники во втором полугодии планируют 14% руководителей. И всего 5% опрошенных признают действующие цены «слишком высокими».
   Меньше всего намерены поднимать цены компании, специализирующиеся на оказании финансовых услуг: 92% руководителей таких компаний решили, что расценки на их услуги соответствуют «нормальному» уровню.
   В наибольшей степени настроены на увеличение цен руководители ресторанного и гостиничного бизнеса (26%), а также туристических агентств (30%).