08.10.2010 Индекс потребительской уверенности в III квартале снизился Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2010 г. в РФ снизился по сравнению со II кварталом 2010 г. на 4 процентных пункта и составил (-11%). Об этом сообщил Росстат. «На снижение индекса потребительской уверенности повлияло, прежде всего, ухудшение субъективного мнения населения относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также ожидаемых изменений в личном материальном положении», - указывается в сообщении. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил (-4%) и снизился по сравнению со II кварталом 2010 г. (+5%) на 9 процентных пунктов. Ухудшение экономической ситуации в России в течение следующих 12-ти месяцев прогнозирует 24% респондентов против 17% во II квартале 2010 года. Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 21% опрошенных против 27% во II квартале 2010 года. Индекс произошедших изменений в экономике России составил в III квартале 2010 г. (-10%) против (-6%) во II квартале 2010 года. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 35% респондентов против 31% во II квартале 2010 г., доля положительных оценок снизилась, соответственно, с 23% до 21%. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил (-5%), что на 5 процентных пунктов ниже уровня II квартала 2010 г. (+0,32%). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составляет 12% (во II квартале 2010 г. - 15%). Ухудшение своего материального положения прогнозирует 18% респондентов против 13% во II квартале 2010 года. Более половины (57%) опрошенных считают, что их материальное положение за год не изменится. В III квартале 2010 г. около 93% опрошенных считали, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти (во II квартале 2010 г. - 89%). При этом 81% респондентов против 73% во II квартале 2010 г. полагают, что доходы их семьи возрастут меньше, чем цены на основные товары и услуги. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился до (-9%) против (-8%) во II квартале 2010 года. При этом доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение года улучшилось, сократилась с 17% во II квартале 2010г. до 15% в III квартале 2010 года. Около 28% респондентов считают, что их материальное положение ухудшилось. Индекс благоприятности условий для крупных покупок не изменился и составил (-25%). Индекс благоприятности условий для сбережений также не изменился и составил (-39%). Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению со II кварталом 2010 г. наблюдалось во всех возрастных группах населения. У молодого поколения в возрасте 16-29 лет - на 3 процентных пункта, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 4 процентных пункта, у возрастной группы от 50 лет и более - на 5 процентных пунктов. По всем возрастным группам в III квартале 2010г. по сравнению со II кварталом 2010 г. наибольшее снижение отмечалось по индексу ожидаемых изменений экономической ситуации в России: у молодежи - с (+13%) до (+1%), лиц среднего возраста с (+6%) до (-4%) и в старшей возрастной группе с (0,36%) до (-7%). Индекс произошедших изменений в экономике России снизился у молодого поколения на 2 процентных пункта, лиц среднего возраста - на 5 процентных пунктов, лиц старшего возраста - на 4 процентных пункта, составив (-5%), (-11%) и (-13%) соответственно. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении снизился в группе респондентов в возрасте до 30 лет на 3 процентных пункта, в возрасте от 30 до 49 лет - на 8 процентных пунктов, в возрасте 50 лет и более - на 6 процентных пунктов, составив (3%), (-7%) и (-9%) соответственно. Снижение индекса произошедших изменений в личном материальном положении было менее существенным: у молодежи - на 1 процентный пункт (-5%), в средней возрастной группе - на 2 процентных пункта (-11%), у пожилых респондентов - на 4 процентных пункта (-9%). Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации. |