08.10.2010  Минздравсоцразвития хочет ограничить рекламу слабоалкогольной продукции

   Как заявила на этой неделе министр Татьяна Голикова, по поручению Президента РФ Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект, который ограничивает рекламу слабоалкогольной продукции. Авторы документа озабочены ростом пивного алкоголизма.
   Действительно, в структуре продажи алкогольной продукции 80% приходится на пиво, 13% – на водку и ликероводочные изделия, 6% – на вино и 1% – на коньяк. Иными словами, чем продукт дешевле, тем доступнее. Г-жа Голикова также отметила, что Россия по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций по уровню потребления алкоголя на душу населения.
   «Пивной алкоголизм достиг в России ужасающих масштабов. Особенно подверженными ему оказались несовершеннолетние. Это повседневный напиток многих школьников, – рассказал один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Антон Беляков. – Пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3–4 раза быстрее и, по мнению наркологов, меньше всего поддается лечению».
   Особую роль в распространении пивного алкоголизма, по мнению депутата, играет агрессивная рекламная кампания. Сейчас реклама этого напитка запрещена на телевидении с 7 до 22 часов, на радио – с 9 до 24 часов, но весь вечерне-ночной эфир переполнен ею. И эти ролики ориентированы в основном на молодое поколение – они внушают, что употребление слабоалкогольных напитков способствует легкости общения, а главное – полной безопасности их употребления.
   «Поэтому законопроект предлагает полностью запретить рекламу пива и напитков, изготовленных на его основе, в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеопоказах. А при рекламе в печатных СМИ и на билбордах – увеличить площадь надписей о вреде чрезмерного употребления до 30% площади (вместо нынешних 10%)», – заявил депутат.
   «Все хорошо, но из поля зрения законодателей опять выпал общественный транспорт, и метро в частности. Это же случилось ранее с рекламой сигарет. Она в крупных городах полностью переместилась в подземку. Тот же путь ждет и рекламу слабоалкогольных напитков, – предупредила Александра Очирова, эксперт Общественной палаты. – Мы считаем, что реклама табачных и алкогольных изделий должна быть полностью изъята из всех общественных мест и с аудиовизуальной продукции, а сами изделия изъяты из продажи в местах шаговой доступности. Только так можно снизить риск растущей смертности в стране».
   Позиция членов Российской ассоциации рекламодателей, куда входят и самые крупные производители пива, базируется на отзыве ФАС о том, что для того, чтобы полноценно бороться с рекламой слабого алкоголя, его сначала нужно приравнять к крепкому, реклама которого запрещена. «А пока позиция ФАС отрицательная, то и отзыв правительства на эту инициативу будет таким же, – заявил Федор Борисов, директор Российской ассоциации рекламы. – Да, задача перед правительством стоит правильная – снизить потребление алкоголя в стране. Но это не значит, что за счет рекламы можно решать все вопросы. Те ограничения, которые уже есть, вполне достаточны».